Найти тему
KIDS+

Вечные ценности: Мадонна Литта

«Мадонна Литта» — одухот­во­ренное произведение Леонардо Да Винчи, на котором изображено... не поверите — отлучение от груди. Может быть поэтому оно так трогает зрителей?

Считается, что Леонардо на­пи­сал «Мадонну Литту» (перво­начальное название «Мадонна с младенцем») в 1480–1495 по заказу миланских аристократов Литта (отсюда и второе назва­ние), которые в 1864 году продали ее Эрми­тажу вместе с еще несколькими произведениями за 100 000 франков.

Долгое время не утихали споры, кто же на самом деле автор этого бессмертного полотна: сам Да Винчи или его ученики? Однако после детального анализа картины, дневников и зарисовок великого мастера, был сделан вывод, что общий замысел, компози­­ци­он­ное ре­ше­ние и большинство деталей, за исключе­­нием некоторых участков тела мла­денца, принадлежат кисти Леонардо; Христа же дописывал его ученик — Больтраффио.

Мало того (и это самое интересное), сюжет картины не так прост, как кажется на первый взгляд: Леонардо изобразил не что иное, как момент отлучения от груди, точнее, провала этого решения, о чем красноречиво говорят наспех порванные стежки на платье кормящей Мадонны.

И еще один интересный факт: в 1966 году в Эрмитаже был снят фильм «Взгляните на лицо», в котором скрытая камера фиксировала лица зрителей «Мадон­ны Литты». Результат впечатлил и искус­ствоведов, и психологов: оказалось, что именно к этой картине люди проявляют живой интерес: они останавливаются, вглядываются в полотно и даже перестают разговаривать!

Детали картины:

1. Взор матери сосредоточен на сыне, будто он — центр ее мироздания, в то время как лицо и глаза ребен­ка обра­щены к зрителю. Этот прием «размыкает» закры­тую композицию картины.

2. Художник изобразил момент непростого выбора: разрезы на платье, через которые мать кормила Иисуса, аккуратно заши­­ты, что говорит о ее решении закончить кормление грудью. Однако по нас­тоя­нию ребенка она изменила свое намерение (стежки на правом раз­резе то­ропливо разорваны).

3. Взгляд Христа как бы говорит зрителю: «Я всегда с вами». Такая символика характерна для раннехристианских фресок, которые произвели сильное впечатление на Да Винчи.

4. Щегол в левой руке — символ при­нятия Хрис-том человеческой души (че­рез вскармли­ва­ние материнским молоком).

Оригинал