«Мадонна Литта» — одухотворенное произведение Леонардо Да Винчи, на котором изображено... не поверите — отлучение от груди. Может быть поэтому оно так трогает зрителей?
Считается, что Леонардо написал «Мадонну Литту» (первоначальное название «Мадонна с младенцем») в 1480–1495 по заказу миланских аристократов Литта (отсюда и второе название), которые в 1864 году продали ее Эрмитажу вместе с еще несколькими произведениями за 100 000 франков.
Долгое время не утихали споры, кто же на самом деле автор этого бессмертного полотна: сам Да Винчи или его ученики? Однако после детального анализа картины, дневников и зарисовок великого мастера, был сделан вывод, что общий замысел, композиционное решение и большинство деталей, за исключением некоторых участков тела младенца, принадлежат кисти Леонардо; Христа же дописывал его ученик — Больтраффио.
Мало того (и это самое интересное), сюжет картины не так прост, как кажется на первый взгляд: Леонардо изобразил не что иное, как момент отлучения от груди, точнее, провала этого решения, о чем красноречиво говорят наспех порванные стежки на платье кормящей Мадонны.
И еще один интересный факт: в 1966 году в Эрмитаже был снят фильм «Взгляните на лицо», в котором скрытая камера фиксировала лица зрителей «Мадонны Литты». Результат впечатлил и искусствоведов, и психологов: оказалось, что именно к этой картине люди проявляют живой интерес: они останавливаются, вглядываются в полотно и даже перестают разговаривать!
Детали картины:
1. Взор матери сосредоточен на сыне, будто он — центр ее мироздания, в то время как лицо и глаза ребенка обращены к зрителю. Этот прием «размыкает» закрытую композицию картины.
2. Художник изобразил момент непростого выбора: разрезы на платье, через которые мать кормила Иисуса, аккуратно зашиты, что говорит о ее решении закончить кормление грудью. Однако по настоянию ребенка она изменила свое намерение (стежки на правом разрезе торопливо разорваны).
3. Взгляд Христа как бы говорит зрителю: «Я всегда с вами». Такая символика характерна для раннехристианских фресок, которые произвели сильное впечатление на Да Винчи.
4. Щегол в левой руке — символ принятия Хрис-том человеческой души (через вскармливание материнским молоком).