Найти тему
Наука±Игры

Почему мы играем?

Компьютерные игры уже давно стали одним из самых популярных хобби на планете, давно обогнав по охвату аудитории просмотр фильмов и чтение книг. Такое массовое увлечение человечества играми привлекло внимание ученых. И пока они спорят между собой о том, полезны видеоигры или вредны, небольшая группа исследователей задается глубоким философским вопросом: а почему мы вообще любим компьютерные игры?

Источник изображения: https://pixabay.com
Источник изображения: https://pixabay.com

Авторы исследования 2006 года, опубликованного в журнале Motivation and Emotion, решили проверить, насколько теория самодетерминации (психологический подход к пониманию мотивации) подходит для описания пристрастия к видеоиграм.

По этой теории, существует три основных потребности:

1) Потребность в самодетерминации (автономии) - т.е. стремление человека принимать собственные решения, быть независимым;

2) Потребность в компетентности - желание достигать каких-то результатов, эффективно выполнять какие-либо действия;

3) Потребность во взаимосвязи - желание устанавливать и поддерживать социальные связи с другими людьми.

Итак, давайте посмотрим, как видеоигры играют на наших потребностях.

Автономия
Это как раз та причина, почему нам так нравятся игры с "открытым миром" и/или "нелинейным сюжетом". Даже, если это всего лишь иллюзия. Возможность самому выбирать, куда пойти и что делать, очень хорошо удовлетворяет эту потребность. И, напротив, игры, которые водят геймера за ручку, вмешиваются в принятие решений, навязывают их или, что совсем плохо, ограничивают опции в диалогах до простых "Да", "Нет" и "Не понял" вызывают исключительно раздражение.

Компетентность
Для удовлетворения этой потребности игры ставят перед нами задачи и дают инструменты для их решения. Выучить новый навык и эффективно применить его на практике - это очень привлекательная возможность, стремление к которой, вероятно, заложено в нас самой эволюцией. И гейм-дизайнеры это знают. Управление в игре пытаются сделать интуитивно понятным, сложность повышают постепенно и постоянно дают обратную связь в виде радующих нас достижений и статистики. Ученые высказывают мнение, что это наиболее значимая из трех потребностей, так как игры дают нам среду, в которой мы можем быть самыми сильными, умными и успешными.

Взаимосвязь
Чаще всего игры - это групповое занятие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наша потребность в социальной связи может легко удовлетворятся ими. Популярность ММО-игр говорит сама за себя. Людей привлекает общение, возможность кооперации, формирование гильдий, альянсов и так далее. Большинство игр сегодня, даже если они ориентируются на одиночную игру, так или иначе дают почувствовать себя частью социальной среды. Например, через организацию околоигровых сообществ.

Ученые провели ряд экспериментов, чтобы проверить, насколько данные потребности удовлетворяются видеоиграми и влияет ли это на получение удовольствия от игры. Результаты не удивительны - чем лучше видеоигры удовлетворяют перечисленное, тем сильнее хочется возвращаться к ним снова и снова. Исследователи подчеркивают, что их вывод очень общий. Игры разных жанров удовлетворяют эти потребности в разной пропорции. Очевидно, что игры вроде "The Sims" вызывают у нас чувства, отличные от шутера "Wolfenstein", паззла "Tetris" или экшена "GTA:V".


Подробнее обо всех интересных научных исследованиях из мира видеоигр можно узнать
подписавшись на канал в Telegram!


Источник: The motivational pull of video games: A self-determination theory approach