Вокруг фильма "Сияние/Shining"(1980) Стэнли Кубрика существует множество мистических (и не только) теорий. Сегодня рассмотрим легенду о том, что на самом деле Кубрик снял фильм о том, как он заключил соглашение с правительством США, дабы имитировать высадку Аполлона на Луну.
Важно понимать, что Джек и Дэнни олицетворяют два состояния самого Стэнли Кубрика.
Начальные кадры фильма раскрывают нам прагматичную сторону Стэнли – Джека, заключающего сделку с управляющим отелем "Оверлук".
Хозяин отеля символизирует Правительство Америки.
Джек заключил с правительством соглашение, согласно которому он будет исполнять обязанности смотрителя отеля.
Суть соглашения в следующем: Джэк может писать (то есть творить) все, что угодно, до тех пор, пока он является смотрителем "Оверлука". К тому же управляющий говорит, что отель был построен на могилах индейцев.
Как и Америка, "Оверлук" построен совсем недавно и вовсю блестит на солнце. Управляющий рассказывает Джеку, что его основная работа заключается в том, чтобы защитить отель "Оверлук" (Америку) от угрозы разложения. Управляющий снова и снова повторяет, что это дело первостепенной важности.
Поначалу Джеку нравится отель, но он не в состоянии писать. У него также начинаются проблемы со сном. Между тем, Венди и Дэнни хорошо проводят время.
Джек не пишет. Вместо этого он бросает теннисный мячик об стену в комнате, где находится печатная машинка.
Наконец, мячик отскакивает от стены и исчезает в темноте отеля. Джек идет за мячиком и смотрит вниз на модель лабиринта. Он видит Венди и Дэнни, застрявших в середине лабиринта, находящихся в полном неведении относительно сути сделки, которую он заключил с "Оверлуком".
Дэнни играет со своими грузовиками в вестибюле. Вдруг из ниоткуда отель "Оверлук" выкатывает теннисный мячик по направлению к нему.
Зритель буквально видит "Аполлон 11", взлетающий прямо перед его глазами и направляющийся куда? В комнату 237.
Почему 237, когда в книге Стивена Кинга комната имела номер 217? Да потому что среднее расстояние от земли до луны в 237 тысяч миль.
На фальсификацию путешествия Аполлона 11 указывает то, что в последующем персонажи не говорят о том, что в ней произошло. Всё, что было в комнате 237 – нереально.
На мгновение в фильме все выглядит так, как будто Дэнни в самом деле собирается войти в комнату 237. Но мы так никогда и не узнаем, сделал он это или нет.
В следующей сцене Дэнни появляется побитый и в разорванном свитере.
Так как комната 237 символизирует несостоявшееся прилунение "Аполлона 11", Джек вынужден врать Венди о том, что там происходит. Он говорит, что в 237 комнате ничего нет, и что Дэнни, скорее всего, травмировал себя сам.
После всего этого Джэк в самом деле сходит с ума. Он перестает бриться, не причесывает волосы, то есть начинает вести себя так же, как Стэнли Кубрик во время депрессии.
Несмотря на свой неопрятный вид, Джек опять начинает писать.
У Венди возникает желание почитать книгу, над которой так неистово работает Джек. Она просит его показать, о чем он пишет. Джек очень удивляется ее появлению в комнате, где он работает. Он гневно прогоняет ее и советует держаться подальше от своего кабинета.
Жене Кубрика, не позволено ничего знать о Программе.
Когда жене главного героя удается прочитать книгу, то она видит, что на каждой из сотен страниц написана лишь одна фраза:
"All work and no play makes Jack a dull boy" (прим.: идиоматическое выражение, означающее "постоянная работа без каких-либо развлечений отупляет человека").
"All" в постоянно повторяемом предложении есть ни что иное, как "А11", то есть: "А-Один-Один", или "Аполлон 11".
Из фильма становится ясно, что жена Кубрика (Шелли Дюваль) обнаружила, что он (Стэнли Кубрик) заключил тайное соглашение с управляющим отелем "Оверлук" (читай, с правительством США).
Напуганная своим открытием, Венди (жена Стэнли) хочет, чтобы Джек ушел из Программы.
Джек (Стенли) сердито отвечает: "Это так похоже на тебя!... Я же заключил контракт… У меня есть обязательства перед моими нанимателями!"
Далее мальчик Дэнни использует "сияние" для связи с Диком Хэлораном во Флориде (где, кстати, и происходил запуск "Аполлона 11"). Дик, преодолевая трудности, едет из Флориды в Колорадо.
И еще раз Кубрик неожиданно отступает от романа – Джек Торренс убивает Хэлорана, как только тот прибывает в "Оверлук".
Приверженцы теории "Аполлона 11" считают, что в фильме иллюстрируется история, как Кубрик однажды рассказал кому-то об участии в проекте. Хэлоран будто олицетворяет человека, которому Кубрик по ошибке открыл наиболее важную часть засекреченной информации. По этой причине Хэлорану, как и человеку, который слишком много знал, пришлось умереть.
По их мнению, "Сияние" - история о том, как Стэнли Кубрик заключил соглашение с правительством США, дабы имитировать высадку Аполлона на Луну, а также о том, как участие в программе практически заставило Кубрика пожертвовать отношениями со своей женой.
И, наконец, – это история, из которой Стэнли Кубрик с трудом выбрался живым, чтобы продолжать творить.
Это также глава из истории НАСА, объясняющая тот факт, почему предыдущий "смотритель" был настолько подавлен и измучен работой, что убил своих дочерей-близняшек.
Почему?
Потому что предыдущая программа НАСА называлась "Близнецы".
Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna