Каждый управленец одновременно исполняет три роли. Он – лидер своего подразделения, болеет за его благополучие и отстаивает его интересы. И в том же отделе он – проводник вертикали власти, обеспечивает исполнение общекорпоративных задач, следит за соблюдением сотрудниками возложенных на них задач. И третья его роль «горизонтальная», он – представитель своего менеджерского слоя.
Командир взвода – «отец родной» своим солдатам, заботится о них и следит за благополучием взвода. Он же их командир и следит за точным и строгим исполнением каждым солдатом приказов своих и командования. Он же – офицер со всеми офицерскими атрибутами (суды чести, офицерские собрания, дома офицеров, офицерская столовая и т.п.)
У менеджера велик соблазн «свалиться» в одну из ролей в ущерб другим. Гораздо легче быть «первым среди равных» в отделе, лишь отбывая иногда к начальству на инструктаж и постоянно следя за «куском» для своего коллективчика. Или приходить с ревизорским видом в отдел, проводя раздел между собой и подчинёнными.
Хорошему менеджеру платят за то, что он умеет сочетать в себе все эти роли. А задача руководителя – следить, чтобы в каждом менеджере соблюдался баланс, не допускать ослабления одной в ущерб другим.
Соблазнительно иметь везде «государево око» – полностью преданных руководству управленцев. Не стоит. Тем самым проводится незримая, но весьма ощутимая черта между сотрудниками и менеджментом, породившая в своё время много проблем – вспомним профсоюзы и забастовки.
Хорошо, с вертикалью понятно – баланс интересов центра и периферии. Но зачем эти горизонтальные связи, тем более, что они как раз и создают это отчуждение с подчинёнными? А вот зачем.
Компании рассыпаются по разным причинам, не всегда из-за конфликтов с рядовым персоналом. Часто возникают межведомственные войны, тянущиеся годами. Более того, в крупных организациях вообще обычным делом считается тлеющий конфликт между отдельными службами.
Этого быть не должно, иначе в критический момент кто-то кому-то не поможет, будет беда. Чтобы такого не случилось, вы должны следить, чтобы управленцы каждого уровня общались между собой и следили за соблюдением не только своих интересов, но и интересов своих коллег.
Лейтенант из нашего примера не должен пройти мимо солдата чужого взвода, нарушающего дисциплину. Он должен принять меры и сообщить своему сослуживцу-офицеру о случившемся.
Если отношения нормальные, сослуживец будет благодарен за такое «вмешательство», а если нет – будет ворчать по поводу «влезания в чужие дела».
Правила не могут сразу переделывать людей. Но имея перед глазами эти «три координаты», вы всегда сможете увидеть, куда отклоняется тот или иной управленец, и поможете ему вернуться на место.