Найти тему
zautra.by

Как белорусам вырваться из объятий госсектора

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Кто простимулирует рост экономики?

Беларусь — одна из менее динамично развивающихся стран по росту ВВП на душу населения, подчеркнул старший региональный постоянный представитель Международного валютного фонда по региону Центральной и Восточной Европы Бас Баккер во время выступления на KEF-2017.

Макроэкономическая стабильность в стране восстановилась, но долгосрочный рост экономики будет невозможен без более эффективного использования ресурсов, динамичного частного сектора, усиления конкуренции и бюджетных ограничений для реструктуризации госпредприятий. 

Выступая на форуме, региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен отметила, что наметившийся экономический рост – повод ускорить реформы, чтобы избежать ловушки медленного роста.

Маленький, но все же рост

Даже небольшой рост белорусской экономики, который произошел в 2017 году (за восемь месяцев ВВП вырос на 1,6%), ощутим на контрасте двухлетнего падения экономических показателей.

В такой ситуации рост в 1,5-2%, который прогнозируют международные организации, выглядит достижением, особенно на фоне сегодняшних макроэкономических условий и исторически самых жестких бюджетных ограничений.

Главным стимулом для роста экономики стала работа Национального банка. После долгого непрерывного падения коммерческого и инвестиционного кредитования, благодаря усилиям Нацбанка, удалось добиться определенной макроэкономической стабильности. Большая уверенность и доверие к национальной валюте позволяют бизнесу закладывать меньше рисков в стоимость продукции. Низкая инфляция делает гораздо более доступным как потребительское, так и инвестиционное кредитование. В результате вырастает потребление со стороны населения и начинают оживать инвестиции. Макроэкономическая ситуация дала первый стимул для роста бизнеса.

− Бизнесы, которые пережили кризис, видят направления развития, снизили издержки, перестроили бизнес-модели, диверсифицировали рынки или, как минимум, заново нашли себя на российском рынке. И эти возможности подкрепляются адекватными процентными ставками по кредитам, − говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

-2

Александр Чубрик

Второй стимул — достаточно быстрое восстановление мировой экономики. По данным Международного валютного фонда, в этом году ожидается рост мировой экономики на 3,5%. Неплохо оживает и российская экономика. И главное, ценовая конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке восстановилась, из-за чего экспортоориентированные компании снова получили возможность нормально конкурировать в России.

− Поразительно, что это самый длинный эффект от девальвации, после которой курс более или менее стабилен уже почти два года. И на фоне отсутствия номинальной девальвации продолжается эффект нароста экспорта. Это знак, что мы сейчас растем на гораздо более здоровой основе, — комментирует директор Исследовательского центра ИПМ.

Отложенные проблемы рано или поздно догонят экономику

Чтобы выйти за рамки роста в условных 2%, Беларуси предстоит выполнить «домашнее задание». Оно заключается в создании эффективных рынков. Эксперты говорят, что любые изменения предстоит начинать с более эффективного использования существующих ресурсов, чем это происходит при доминировании в экономике госсектора.

Отчасти тенденция на увеличение роли частного сектора наметилась стихийно — госсектор теряет работников, которые уходят к частникам. Но то, что большая часть экономики остается в госсекторе привело к тому, что некоторые важные проблемы не решались, а откладывались до лучших времен.

− Без более эффективного перераспределения факторов производства мы не получаем того эффекта, который могли бы иметь, то есть когда ресурсы, которые использовались госсектором неэффективно, начинают более успешно использоваться частниками, что дает среднесрочный эффект роста, − отмечает Александр Чубрик.

Сейчас же Беларусь находится в двойной ловушке. Это страна среднего дохода, которой предстоит разработать модель роста, которая вписалась бы в динамично меняющуюся мировую экономику.

Некоторые направления, тот же самый сектор услуг, с этим уже успешно справляются.

− На сектор услуг кризис повлиял благотворно. Понятное дело, что выстрелил IT-сектор. Но восстанавливаются и транспортные услуги, и строительство. Грубо говоря, кризис заставил людей искать возможности для бизнеса в непривычных местах, и частный бизнес с этим справился, — считает эксперт.

Проблема опять упирается в то, что значительная часть ресурсов законсервирована в госсекторе.

Упор на развитие Минска убивает регионы

Еще одна проблемная точка для восстановления экономики в том, что развитие концентрируется на Минске и окружающих его городах и районах.

− По всем раскрепостительным указам планируется, что Минский район должен получить преференции наравне с малыми городами. Но Минский район – это просто бизнес, который вынесен за границы Минска – и без того самая экономически динамично развивающаяся часть. Между тем концентрация развития бизнеса в столице и дальше убивает регионы, − считает Александр Чубрик.

По мнению эксперта, властям стоит вспомнить, насколько действенно после 2012 года сработал декрет о стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Сейчас важно продолжить работу в этом направлении, а не завязывать все усилия на развитии Минска.

— Когда мы создаем благоприятные условия для бизнеса, мы должен помнить о регионах, понимать, что можно похоронить региональное развитие чрезмерной концентрацией ресурсов в столице и получить все минусы сверхурбанизации Минска, — говорит эксперт.

Он считает, что пора взяться за те проблемы, решение которых правительство продолжает откладывать, потому что они все равно настигнут экономику. Вместе с пониманием необходимости проведения структурных реформ не стоит ограничиваться только работой над экономикой.

— Важно поднимать и другие темы, тех же судов. Что оказалось очень значимым для бизнеса. Ведь если посмотреть на опросы бизнеса, то восприятие макроэкономики как проблемы упало для малых и средних предприятий с 65%, которые были два года назад, до 30%. Но на более высокие места поднимаются такие проблемы, как неэффективность и отсутствие независимости судов, проблемы изменчивость законодательства, неравные условия конкуренции, − подчеркивает Александр Чубрик.

Госпредприятия за десятилетия сгенерировали пласт проблем, которые планомерно продолжают выбираться наружу. Для баланса и создания равных условий остается только менять бизнес-климат и правовую среду, в первую очередь правоприменительную практику, таким образом, чтобы система начала работать на пользу бизнесу, обеспечивая равные условия для всех предприятий.

Георгий Бадей: Правительство должно думать о развитии, а оно доит коров