Найти тему
Филиал Карамзина

День Великого Октябрьского народного единства, согласия и примирения...

Все-таки как подвижна и изменчива история! Буквально лет 30 назад в ноябре был праздник, который отмечали 7 числа - день Великой Октябрьской социалистической революции. И кто бы мог подумать, что лет 10 спустя эту дату заменят другим праздником - Днем согласия и примирения, причем, тоже 7 ноября (странное согласие в день революции...). А еще пару лет спустя акцент сместили на 4 ноября - на день освобождения Москвы и России от польских интервентов в 1612 году. А праздник этот назвали Днем народного единства. Но большинству так и не объяснили, что это за странный праздник, при чем тут Минин, Пожарский и народное единство... Попробуем разобраться и объяснить.

Для начала нужно обратиться к предыстории этого дня. 1598 год. Умирает последний законный, природный по крови царь из династии Рюриковичей, Федор Иванович. Наследников он не оставил, а тот, кто должен был после него занять престол, был, скорее всего, убит в Угличе в 1591 году (речь идет о малолетнем сыне царя Ивана Грозного Дмитрии, который, по идее, тоже мало прав на престол имел, но был урожденный царевич и наследник). В головах людей зарождается непонимание и смута: кто может быть царем, если вымерли все претенденты. Но было решено избрать ближайшего соратника царя Федора, Бориса Годунова, который, к тому же, был родственником царя (его сестра была женой последнего царя), но родственником не по крови. Но недоверие к новому царю зародилось в умах людей сразу.

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком —

Как буря, смерть уносит жениха...

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную... всё я!

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить...

(А.С. Пушкин, "Борис Годунов", монолог царя Бориса)

Смущение и непонимание продолжало развиваться в умах людей. Поверил народ в 1605 году, что Гришка Отрепьев - это на самом деле природный царь Дмитрий Иванович. Поверил, видно, и сам Отрепьев, что он сын Ивана Грозного. Впервые зародилось самозванство - зараза, которая нас иногда преследует до сих пор. Дальше - больше. Пустили врагов в пределы государства, дали Лжедмитрию Второму разграбить и унизить Русскую землю. Затем позволили полякам и саму столицу - Москву - занять! Что это, как не массовое помутнение, смута в умах почти всего народа. Люди перестали осознавать, что происходит. А был тот факт, что Российского государства практически не было в этот момент. Но к 1611 году наступило отрезвение, которое подняло массовые народные ополчения, шедшие на Москву с одной целью - спасти Россию, ни много ни мало. И спасли. 4 ноября 1612 года.

Конечно, все вышесказанное может казаться довольно пафосной речью. Но если трезво посмотреть на эту дату, то это по масштабу сравнимо с Днем Победы 9 мая. Россия, находившаяся на грани уничтожения, народ, находившийся рядом с пропастью полного морального падения, нашли в себе силы опомниться и не скатиться в бездну. Что-то подобное было в 90 годы 20 века. Мы падали, падали, падали, но в один момент проснулись и спаслись.

-2

Должно пройти еще немало времени, чтоб этот день - 4 ноября - был осознан и принят. И не как немного непонятный День народного единства, а как День победы нашей страны над своим внутренним разложением.

Каждый государственный праздник должен иметь под собой твердую почву, чтоб мы понимали, что это за дата. Пока у нас один такой день - День Победы. Но, надеемся, что эта ситуация изменится. А пока - наслаждаемся ноябрьскими выходными!