Занимаясь на логопункте, в речевой группе или посещая логопедический кабинет, ребенку обязательно дается задание домой, которое ему должны помочь выполнить родители.
В зависимости от этапа коррекционной работы и тяжести речевого нарушения, задания варьируются. В начале, это всегда перечень упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата, упражнения на развитие сильной направленной воздушной струи, задание по развитию графо-моторных навыков. Дополнительно логопед может дать задания по развитию фонематического (речевого) слуха, по расширению словарного запаса, уточнению грамматических категорий и др.
Поскольку занятия по постановке звуков проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут, полученные навыки необходимо многократно закреплять, чтобы они стали упроченными, происходили автоматически без дополнительного контроля. А это возможно только при ежедневных тренировках.
Обучение правильному произношению – это обучение определенным движениям. Чем чаще и больше тренируешься, тем ловчее будет получаться, быстрее научишься. Это можно сравнить с игрой на пианино. Кто быстрее научится играть? Тот, кто занимается 2 часа один раз в неделю, или тот, кто занимается ежедневно по 15 минут? Точно также и со звуками. Пока ребенок занимается, родители закрепляют, есть движение вперед, как только начались пропуски, задания стали выполняться от случая к случаю, движение останавливается, а иногда всё приходится начинать сначала (так часто бывает при дизартрии, если ребенок длительное время болел или не посещал занятия).
Похоже происходит и с умениями по выделению звуков из потока речи, расширению словарного запаса. Ребенку недостаточно услышать и попробовать один раз. Некоторым детям нужно 20 повторений, а некоторым и 100. Такое количество повторений могут обеспечить только родители, заинтересованные в успехе своего ребенка.
Что же сделать, чтобы не забывать об этих маленьких, но таких важных речевых тренировках?
Включите их в режим дня. Например, после чистки зубов, вы теперь делаете еще 5 упражнений для языка. Тем более, что зеркало в ванной комнате есть у всех. Перед тем, как ребенок начнет рисовать или лепить, пусть разомнет пальцы рук, сделав небольшой самомассаж. 15 минут до или после ужина можно посвятить речевым играм. Как вариант, заведите будильник, который будет напоминать о том, что неплохо было бы заглянуть в логопедическую тетрадь или еще раз вспомнить и проговорить предложенный речевой материал.
Дошкольники еще не настолько самостоятельны, чтобы выполнить всё необходимое без родительского контроля. Но у них есть прекрасная возможность научиться систематически работать над собой и своей речью с помощью родителей, а заодно провести вместе с мамой или папой чуть больше времени, получить чуть больше родительского внимания.
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.