Найти в Дзене
николаева

Книга долгов и грехов

Разбирала бумаги и обнаружила школьный дневник за третий класс своего старшего сына.

Стала листать в умилении и ностальгии. Потому что мой старшенький мало того, что всю жизнь был отличником- преотличником, так еще отличался удивительно покладистым характером и миролюбивым нравом.
"А, - думаю, - вспомню сейчас время золотое".
Хм, вспомнила...

Уже на шестой страничке грозная запись:

-2

В весенние мартовские дни мой девятилетний рецидивист, видимо, совсем отвлекся от производственного процесса и на рисование не принес кисточку, а на физкультуру кеды или спортивные трусы.

Понятное дело, что учительское терпение не бесконечно. И в апреле мы имеем, что имеем:

-3
-4

Оценки, однако, за четверти и год - отличные и хорошие. Сам неслух в то время тощ, прозрачен до синевы и тревожен до неврозов. Ночью он вскакивает с криком: "Я не сделал контурные карты!"

Тогда мне казалось, что все идет хорошо. Я каждый день разговаривала с учителями, мы с мужем были активистами родительского комитета, директор школы - приятельница мужа. Все под контролем.

Так я думала тогда.

А сейчас мне горько и стыдно, когда я вижу эти кроваво-красные восклицания, которые падали на светленькую голову совсем еще крошечного мальчика.
Как я могла допустить такую форму обращения к моему ребенку, почему смирялась, с чего взяла, что это норма?
Корни такого убогого рабства, конечно, в нашем собственном детстве, когда ты - ничто и даже меньше, чем ничто.
Для чего этот вопящий красный цвет и восклицательные знаки?
Невозможно иначе воздействовать на домашнего и очень разумного мальчика?
Почему воспитание и диалог подменяются устрашением и восклицаниями? Кого пытается напугать учитель - ученика, родителей?

Боюсь, что нет ответа на эти вопросы.

Мой двенадцатилетний сын Еремей долго разглядывал дневник брата.

"Похоже на книгу грехов или долгов", - в конце концов мрачно резюмировал он.

Бедные они наши грешники и должники - заложники чьих долгов и грехов?