Найти тему
Артхив

Китайский художник переосмыслил полотна Ван Гога

Цзэн Фаньчжи воссоздает работы голландского живописца, наполняя их энергией и цветом.

Трудно представить, что какой-нибудь художник осмелится взять на себя сложную задачу переосмыслить знаковые автопортреты и картины Винсента Ван Гога. Но выставка, которая открылась сегодня, 20 октября, в Амстердаме, демонстрирует, как это сделал Цзэн Фаньчжи — один из самых известных современных китайских живописцев.

«Многие работы Винсента Ван Гога стали настолько культовыми, что вызывают ощущение, будто мы знаем их, и мы не стремимся смотреть на них снова», — говорит Аксель Рюгер, директор Музея Ван Гога.

Цзэн Фанчжи и Аксель Рюгер перед версией картины Ван Гога «Пшеничное поле с воронами».
 Фото: Jo Biddle via artdaily.com
Цзэн Фанчжи и Аксель Рюгер перед версией картины Ван Гога «Пшеничное поле с воронами». Фото: Jo Biddle via artdaily.com

Широко известно, что Ван Гог черпал вдохновение в японском искусстве своего времени (он даже использовал термин «японизация» в своих письмах). Теперь, спустя более ста лет, Цзэн отдаёт ему долг, став первым живущим азиатским художником, чьи произведения выставлены рядом с работами культового голландца.

Для выставки «Цзэн Фаньчжи / Ван Гог» китайский художник воссоздал шесть шедевров голландского мастера, добавив собственные характерные мазки и китайскую каллиграфию.

Цзэн Фаньчжи, «Ван Гог III» (2017). Частная коллекция
Цзэн Фаньчжи, «Ван Гог III» (2017). Частная коллекция

«Мы с Ван Гогом во многом отличаемся друг от друга. Между нами прошло сто лет», — сказал Цзэн в интервью AFP.

«Я современный художник, а Ван Гог — постимпрессионист, поэтому у нас совершенно разные исходные данные, мы выражаем и другие вещи, и другие чувства», — подчёркивает Цзэн Фаньчжи.

Цзэн Фаньчжи, картина из серии «Маски», цитирующая Фрэнсиса Бэкона
Цзэн Фаньчжи, картина из серии «Маски», цитирующая Фрэнсиса Бэкона

Цзэн Фаньчжи не впервые переосмысливает творения европейских коллег. Но самая дорогостоящая картина китайца — «Тайная вечеря» (2001), реплика одноимённой фрески Леонардо да Винчи. На этой монументальной работе «Христос» и одиннадцать «апостолов» воплощают коммунистические идеалы, вокруг их шей повязаны красные галстуки, и лишь «Иуда» отличается жёлтым — «императорским».

В октябре 2013 года полотно было продано за 23,3 млн долларов, сделав своего автора одним из самых дорогостоящих из ныне живущих художников.

Тайная вечеря. Цзэн Фаньчжи, 2001
Тайная вечеря. Цзэн Фаньчжи, 2001

Цзэн Фаньчжи принадлежит к поколению переломной эпохи в истории Китая. Он родился в 1964 году, и помнит культурную революцию, а также ощущение социального контроля. Но к моменту художественного пробуждения в стране в 1980-х он был ещё слишком молод.

Слева — Винсент ван Гог, «Ботинки» (1886), Музей Ван Гога в Амстердаме; справа — Цзэн Фаньчжи, «Ботинки» (2009), частная коллекция
Слева — Винсент ван Гог, «Ботинки» (1886), Музей Ван Гога в Амстердаме; справа — Цзэн Фаньчжи, «Ботинки» (2009), частная коллекция

Ранние работы Цзэна, исследовавшие внутренние психологические пространства, привлекли внимание местных критиков и кураторов. В дипломной работе он отказался от традиционных изображений крестьян или пастухов из сельской периферии Китая. Вместо этого художник создал триптих, вдохновлённый больницей через дорогу от его студенческой квартиры.

 Больничный триптих №2. Цзэн Фаньчжи, 1992
Больничный триптих №2. Цзэн Фаньчжи, 1992

В январе 1993 года работа Цзэна Фаньчжи была включена в выставку «Новое искусство Китая: после 1989 года» в Гонконге.

Затем художник переехал в Пекин, где завоевал себе славу серией «Маски», отражающей отчуждённость людей в богатом и быстро меняющемся городе.

Цзэн Фаньчжи, «Идеализм» (картина из серии «Маски № 1»), 2003. Частная коллекция
Цзэн Фаньчжи, «Идеализм» (картина из серии «Маски № 1»), 2003. Частная коллекция

В течение последней четверти века стиль Цзэна Фанчжи постоянно меняется и развивается. И, в отличие от многих своих современников, переключаясь на новую манеру, он делает это безвозвратно.

Синий. Цзэн Фаньчжи, 2015
Синий. Цзэн Фаньчжи, 2015

Выставка «Цзэн Фаньчжи / Ван Гог» в амстердамском музее постимпрессиониста продлится до 25 февраля 2017 года.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru

По материалам Artdaily.com и CNN.com