Межгосударственные отношения мало напоминают межличностные. Потому вряд ли к диалогу двух государств применимы человеческие понятия дружбы, любви, партнерства и надежности. Наиболее четко сущность дипломатических связей определил в свое время лорд Палмерстон: «У нас нет неизменных союзников, у нас нет вечных врагов. Лишь наши интересы неизменны и вечны». Еще резче высказался российский император Александр III: «У России есть только два союзника: ее армия и флот».
Тем не менее на определенных исторических этапах при условии совпадения интересов отношения стран напоминают дружбу. И в этом случае крайне важно не совершать резких действий, способных нанести им удар. Пример того, как поступать глупо, постоянно подает президент Турции Р. Эрдоган.
Плюшки от России
После вероломного уничтожения российского истребителя отношения России и Турции, казалось, надолго приблизились к состоянию гражданской войны. Тем не менее Р. Эрдогану хватило мудрости принести извинения за инцидент. Не последнюю роль в этом сыграла попытка Вашингтона совершить в Турции государственный переворот в интересах находившегося в США Ф. Гюлена.
Нужно отметить, что турецкий лидер от примирения с Россией ничего не потерял. Скорее даже наоборот, приобрел такие бонусы, о которых не смел и мечтать. Во-первых, был разблокирован проект «Турецкого потока», который позволит официальной Анкаре стать важнейшим для Европы поставщиком газа. Во время визита В. Путина в Анкару 29 сентября с.г. входивший в состав делегации глава «Газпрома» А. Миллер сообщил о прокладке 300-километрового газопровода, который должен начать работу в 2019 г. К проекту уже проявляет интерес и итальянская ENI, что позволит экспортировать газ в Грецию и Италию.
Во-вторых, разморожено строительство атомной электростанции «Аккую», сооружение которой крайне необходимо для энергетической безопасности Турции.
В-третьих, контракт на закупку российских систем С-400 позволит Анкаре создать независимую от НАТО систему ПРО и ПВО, способную защитить страну от вероломных «союзников» по альянсу.
И, наконец, состоявшееся благодаря России усиление роли Турции в вопросах сирийского урегулирования и сближение с Ираном в целом благоприятно сказалось на безопасности некогда Блистательной Порты, полностью запутавшейся в ближневосточных противоречиях. Более того, Анкара и Тегеран после референдума о независимости Курдистана в Ираке оказались в одной лодке на фоне угроз курдского сепаратизма в собственных странах. И именно Турция, где конфликт с курдским населением в 13 млн. человек носит характер почти гражданской войны, имеет наибольшие риски.
То есть добрососедские отношения с Россией и искреннее исполнение партнерских обязательств имеют для Турции настолько важное стратегическое значение, что в противном случае речь может вообще идти о существовании единого турецкого государства. Но Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы не пытался постоянно вести двойную игру на уровне, простите, мелкого пакостничества.
«Я дам вам парабеллум»
Эпохальный, как выразились украинские СМИ, визит турецкого президента в Киев, состоявшийся 9 октября, т.е. через несколько дней после переговоров с В. Путиным в Анкаре, тут же преподнес ряд неприятных сюрпризов.
Речь не только о том, что Р. Эрдоган в очередной раз заявил о непризнании Крыма российским и приверженности территориальной целостности Украины. Собственно, когда этот тезис от имени турецкого лидера произносил П. Порошенко, сам Р. Эрдоган в это время мирно дремал. Позицию Турции в отношении крымского полуострова можно понять. Если признать Крым, нужно признать и самоопределение Курдистана и Карабаха. Нельзя сбрасывать со счетов и крымско-татарский вопрос, являющийся важнейшим в глазах электората нынешнего главы Турции. При этом, как справедливо заметила спикер МИД РФ М. Захарова, заявление Р. Эрдогана ничего не меняет в статусе Крыма.
Но другие аспекты его визита в Киев создают угрозу национальным интересам России. Так, по заявлению военного эксперта А. Арестовича, «мы взяли максимум из этих переговоров. В частности, в ВПК подписаны контракты в очень чувствительных для нас сферах. Там, где у нас провалы в оборонке, мы заключили соглашения с Турцией от закрытых систем связи до производства артиллерийских стволов».
И это не первые случаи военного сотрудничества Киева и Анкары. По информации замглавы секретариата оборонной промышленности Минобороны Турции И. Демира, две страны реализуют проект по модернизации танков, разработке авиационных и электронных систем. Кроме того, в марте 2016 г. было достигнуто соглашение о поставках турецкого военного снаряжения, а двумя годами ранее был утвержден протокол, согласно которому Киев должен получить от Анкары в 2017-2021 гг. 15 млн. долл. на закупку вооружений и другой продукции турецкого ВПК. Несложно догадаться, что все эти приобретения попадут в руки украинских карателей и обрушатся на мирное население Донбасса.
После поездки Р. Эрдогана на Украину появился и документ о том, что Турция закрывает порты для судов, прибывающих из Крыма вне зависимости от их флага. Примечательно, что за день до объявления этого недружественного России решения копия постановления ТПП Турции была опубликована пресс-секретарем генпрокурора Украины Ю. Луценко в качестве иллюстрации результативности визита турецкого лидера.
В трех помидорах заблудился
Крайне мелочными выглядят и новые торговые ограничения, введенные Анкарой на российское нерафинированное подсолнечное масло, кукурузу, сухой горох, неошелушенный рис, жмых подсолнечника и твердую пшеницу. Министр таможни и торговли Б. Тюфенкджи попытался объяснить это решение лишь ответными мерами на аналогичные шаги РФ: «Ранее Россия потребовала на некоторые импортируемые из Турции товары заверения в торговом представительстве и генконсульствах. Эта проблема дошла до нашего министерства экономики, и оно приняло решение ввести такое же требование на девять наименований сельскохозяйственных товаров».
В это можно было бы поверить, если бы торговые ограничения в точности не совпали по срокам с поездкой Р. Эрдогана на Украину. Как прокомментировал протекционистские меры министр сельского хозяйства РФ А. Ткачев, «мы же не на это рассчитывали, наоборот, нужно упрощать таможенный режим, поэтому если так будет идти речь, то мы будем адекватно реагировать на тот же импорт овощей, цитрусовых, мандаринов, апельсинов. Это приведет, наоборот, к обострению, а не к снятию ограничений… Если турецкая сторона будет также придумывать новые препятствия, новые преграды, конечно, мы будем принимать адекватные меры. Вторую щеку никто подставлять не собирается».
Тем более удивительно, что очередной турецкий демарш произошел после достижения договоренности с Россией о снятии последнего ограничения в торговле – импорта в РФ турецких томатов. Рынок, на который Турция продавала основную массу своих помидоров, должен был снова открыться в межсезонье, с 2018 г., чтобы не нанести ущерба российским производителям. Получит ли теперь Турция желаемое, вопрос риторический.
А уж на фоне продекларированного стремления Анкары заключить соглашение о зоне свободной торговли с Россией подобные копеечные пакости и вовсе выглядят дико.
Эрдоган в роли унтер-офицерской вдовы
Вспоминая лорда Палмерстона, можно было бы предположить, что турецкий президент, как ответственный лидер нации, защищает национальные интересы вверенного ему государства. Но это далеко не так. Увлекаясь мелкими спорами и «уколами зонтиком», Эрдоган зачастую наносит вред стратегическим интересам Турции и – одновременно – экономический ущерб России.
Например, прекращение морского сообщения с Крымом ставит под угрозу реализацию интересов турецкого бизнеса на полуострове. Так, в 2015 г. глава Республики Крым С. Аксенов и вице-президент «Организации промышленного сектора» С. Сарпташ подписали меморандум о сотрудничестве между Советом министров РК и турецким городом Кайсери. Турецкие бизнесмены, заинтересованные развивать на полуострове производство мебели, легкую промышленность, а также туристическую и строительную отрасли, готовы были инвестировать в крымскую экономику в общей сложности 12 млрд. долл. Сотрудничество было заморожено после нападения Турции на российский СУ-24, но вряд ли планы турецкого бизнеса сильно изменились уже после налаживания отношений.
Что касается паромного сообщения, то суда доставляли, главным образом, турецкую продукцию, а никак не наоборот. Как прокомментировал морскую блокаду Крыма директор турецкой логистической компании Selin Global Foreign Trade А. Каймачи, «сложившаяся ситуация приносит большие убытки как для турецких экспортеров, так и для крымских импортеров: законтрактованы большие объемы поставок турецких товаров, спрос на которые в Крыму очень высок. В первую очередь речь идет о цитрусовых, других свежих фруктах и овощах, а также о строительных материалах».
Те же жалкие 15 млн. долл., которые Р. Эрдоган пообещал украинским воякам, рискуют поставить крест на 2,5-миллиардном контракте на поставки российских комплексов С-400, важных для безопасности Турции. Вооружения, которые можно отнести к стратегическим, поставляют лишь дружественным странам. К которым Турцию пока что отнести сложно.
Не менее странными выглядят и попытки Р. Эрдогана шантажировать Россию крымским вопросом и поддержкой «меджлиса», признанного в РФ террористической организацией. Вред, который окопавшиеся в херсонских степях Джемилев с Чубаровым могут нанести России, несоизмерим с угрозами для Турции от курдского сепаратизма. Но Р. Эрдоган, увлекшись томатной и паромной войной, похоже, не задумывается о последствиях, в случае если Москва ответит взаимностью на его интриги.
А может, пора? Хотя бы задуматься.