Реально ли увеличить золотовалютные резервы до 10 млрд долларов?
Председатель правления Национального банка Павел Каллаур, уверен, что реально. Причем увеличить не за счет новых заимствований, а «на здоровой основе».
— Для увеличения резервов мы должны иметь устойчивый рост экспорта на чистой основе, — заявил Павел Каллаур БелаПАН в кулуарах международного форума «БанкИТ-2017».
Сбудутся ли надежды Нацбанка и что для этого надо?
Злотников: Черт с ним, что будет завтра, лишь бы сегодня вывернуться — такая политика пошла
Экономист Леонид Злотников уверен, что нарастить ЗВР за счет роста экспорта не получится. Даже если этот рост действительно случится.
— Например, в первом полугодии этого года БелАЗ нарастил экспорт в полтора раза. Но прибыли он дал очень мало, всего 1%. Даже если экспорт кто-то где-то и нарастит, так он за этот экспорт должен будет рассчитаться. Отложить, снять с кого-то деньги и положить в Нацбанк из этой выручки очень трудно, — поясняет экономист. — У нас очень низкая эффективность экспорта.
Экономист также сдержано оценивает нынешний рост резервов, напоминая, что Беларуси еще необходимо рассчитаться по кредитам.
— Нарастили за первое полугодие ЗВР, но ведь надо и долги отдавать, — отмечает Леонид Злотников. — Опять же необходимо платить за нерентабельные предприятия, которым банки давали кредиты под государственные гарантии, чтобы как-то их поддержать. А предприятия типа «Гомсельмаша» или Минского тракторного завода вернуть эти деньги не могут, за них все равно государство будет возвращать. Есть и чисто государственные долги. Их правительство брало — тоже возвращать надо. Очень трудно с деньгами.
Эксперт также напоминает, что в первом полугодии на рынке еврооблигаций было заимствовано 1 млрд 400 млн. долларов.
— Это, конечно, Нацбанк планировал пустить на ЗВР, а ведь в январе надо выплатить 800 млн долларов за кредит, который тоже заняли на рынке еврооблигаций 7 лет тому назад, — отмечает Леонид Злотников. — Сейчас вот взяли два куска займа под облигации правительства на рынке евробондов, но через 7 лет их тоже придется отдавать. Мы попали в такую петлю, что постоянно приходится занимать, чтобы отдавать то, что ранее заняли. Уже черт с ним, что будет завтра, лишь бы сегодня вывернуться — такая политика пошла.
Экономист не верит, что Нацбанк сможет в ближайшей перспективе пополнить до 10 млрд долларов резервы, которые на сегодняшний день составляют 7,27 млрд.
— Не такой это простой вопрос накопить при низкоэффективной экономике дополнительные 3-4 млрд долларов. Учитывая нынешнюю ситуацию в ближайшие несколько лет этого сделать не получится — таков прогноз экономиста
Муха: Приток валюты — это поступления от трудовых мигрантов
А вот финансовый аналитик Александр Муха уверен, что планы Нацбанка вполне осуществимы.
— Думаю, в ближайшие три года можно нарастить ЗВР до 10 млрд, — отмечает эксперт. — Уменьшились предстоящие платежи в ближайший год, ограничивается внешний долг резидентов Беларуси, включая государство, Национальный банк, правительство, коммерческие банки, предприятия. Конечно, 10 млрд – это было бы здорово и прекрасно. Но эту планку не нужно воспринимать как абсолют. Не исключено, что нам с точки зрения трехмесячного импорта товаров и услуг, может, нужно и меньше.
В любом случае проблема хронической недостаточности ЗВР, с которой сталкивалась Беларусь в последние годы, уменьшается.
— Еще несколько лет я бы даже не подумал, что у нас может быть такая хорошая ситуация в динамике ЗВР. Я даже не исключаю, что нам со временем придется определять и верхнюю планку роста, потому что перенакопление — это тоже проблема, — поясняет Александр Муха.
Помимо кредитов и средств от размещения еврооблигаций, существенную поддержку золотовалютным резервам страны оказали сами белорусы. Глава Нацбанка признал, что в этом году резервы удалось пополнить на 1,2 млрд долларов в основном за счет чистой продажи иностранной валюты населением.
— Масштабная чистая продажа населением валюты — это феномен последних трех лет, начиная с 2015 года. И у Нацбанка никогда действительно не было таких комфортных условий, как сейчас, — уверен Александр Муха. — Зачем нам кредит МВФ, если родное население так серьезно обеспечивает?
Природу этого масштабного предложения со стороны населения эксперт видит отнюдь не в накоплениях, которые люди понесли сдавать в связи с ухудшившимся экономическим положением.
— Раньше я считал, что это накопленное под матрасом. Но не могли столько матрасные накопления обеспечить. Если посчитать последние три года, я не удивлюсь, что суммарно по трем годам получится больше 6 млрд долларов. То есть с того времени, как началось «раскулачивание» населения, накопления должны были бы уже подходить к концу, — поясняет Александр Муха. — Я думаю, что природа такого масштабного чистого предложения со стороны населения – это поступления от трудовых мигрантов. Это признает и глава Нацбанка. Вот такой вот неожиданно приятный сюрприз.
По мнению эксперта, приток будет сохраняться и на протяжении следующих нескольких лет. Если, конечно, не произойдет каких-то серьезных потрясений. В том числе в российской экономике.
— Опять же надо понимать, что нам стало легче жить, потому что лучше себя стала чувствовать российская экономика. Мы видим, что ее восстановление идет нам на благо. Экспорт товаров в Россию увеличился, плюс экспорт рабочей силы, которая дает нам эти поступления, — подчеркивает эксперт.
В любом случае рост ЗВР отвечает интересам всех участников национальной экономики.
— Высокий уровень резервов удовлетворял бы международные рейтинговые агентства, кредиторов и позволял бы стране заимствовать средства на внешних рынках на более выгодных и комфортных условиях, — поясняет Александр Муха.
Иосуб: В экономике с серьезными структурными проблемами мгновенных прорывов быть не может
Увеличить резервы еще на 3 миллиарда долларов, это маловероятно, считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.
— Если поставить цель увеличить ЗВР на такую сумму без соответствующего увеличения долга, то такие шансы в ближайшее время вообще близки к нулю, — подчеркивает эксперт. — Чтобы увеличить резервы таким образом, экономика должна сделать существенный рывок, должен быть обеспечен приток иностранных инвестиций в страну, должна существенно вырасти валютная выручка и возрасти экспортные пошлины. Но пока оснований для резкого рывка в этом направлении не видно.
В этом году Беларусь усиленно набирала кредиты для обеспечения выплат в следующем году. Эксперт не исключает, что когда за счет набранных денег будут возвращаться кредиты, мы увидим снижение ЗВР.
Сколько ЗВР нужно Беларуси, чтобы была обеспечена экономическая безопасность?
— Для экономики, которая устойчиво генерирует экспортную выручку, у которой устойчивое положительное сальдо платежного баланса, большой необходимости в ЗВР нет. Разве что они как подушка безопасности для разных форс-мажоров, — говорит Вадим Иосуб. — В ситуации же, когда валюты в стране не хватает, наличие таких резервов очень важно. Малейший перебой с поступлением валюты, ухудшение конъюнктуры на основные экспортируемые товары —нефтепродукты и калийные удобрения – и тут же возникнут проблемы с обслуживанием внешнего долга.
На прорыв в экономике, по мнению финансового аналитика, рассчитывать не приходится.
— В экономике с серьезными структурными проблемами мгновенных прорывов быть не может, — отмечает эксперт. — Конечно, можно надеяться, что мы найдем огромное месторождение нефти, газа и золота, но без таких фантастических сценариев резкого прорыва быть не может. Можно качественно улучшить показатели, потратив несколько лет на структурные реформы. Но с учетом того, что большого желания проводить эти реформы со стороны белорусского руководства не видно, тут не на что рассчитывать не то что в ближайшей перспективе, а даже в среднесрочной до тех пор, пока необходимость этих реформ не будет осознана.