61% россиян верят в возможность перемен к лучшему, но только 6% смогли что-то изменить в своей жизни за последние годы
Результаты исследования Института национальных проектов для Центра стратегических разработок показали, что более 2/3 россиян готовы к переменам. Они ждут снижения уровня коррупции, повышение темпов экономического роста и комфорта проживания в городах и селах. Ради этого респонденты готовы отказаться от других приоритетов, например, вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений.
Готовы к переменам россияне и в частной жизни: 22% уверены в том, что могут изменить обстоятельства своей жизни к лучшему*, еще 39% – говорят, что скорее могут, чем нет. Получается, что в совокупности почти 2/3 россиян оптимистично, уверенно смотрят в будущее (График 1). На чем базируется такой оптимизм? Потребность в переменах и уверенность в их положительном исходе может основываться либо на позитивном опыте, либо на уверенности в том, что любые перемены дадут больше, чем пребывание в текущей ситуации.
Однако, с позитивным опытом у наших граждан складывается не очень. Другие данные этого же опроса показывают, что всего 6% россиян смогли изменить свою жизнь к лучшему и добиться большего за последние 10-15 лет. Вероятно, оптимизм россиян все же отталкивается не от предыдущего опыта, а, связан с их пониманием, что консервация, жизнь без перемен сейчас не способна привести их в хоть сколько-нибудь светлое будущее, а изменения – причем какими бы они ни были — напротив, дают такой шанс. Подобно известной российской формуле, когда “свобода всегда лучше, чем несвобода”, россияне считают, что любые перемены лучше, чем их отсутствие и надеются воспользоваться их результатами.
Этот же тезис подтверждают ответы респондентов на вопрос об их возможностях повлиять на процессы, происходящие на разных уровнях – от проблем в собственной семье и дворе, до проблем города и страны. Результаты показывают, что чем дальше от повседневного опыта институт, тем меньше чувство ответственности и тем меньше субъективная оценка возможности влияния на него.
Если свое влияние на семью и ответственность за нее чувствуют большинство россиян, то за дом и двор – уже меньше половины, а за страну – чуть больше 15%.
Получается, что большинство россиян, ожидая перемен, не готово их самостоятельно инициировать, поскольку не чувствует ответственности и не видит возможности влиять на процессы даже во дворе собственного дома. Среди них преобладают ожидания решительных действий от власти и элиты, которым делегируются права на проведение изменений с надеждой получить позитивный эффект от реформ.
С одной стороны, подобная логика соответствует традиционным патерналистским установкам россиян и повышает шансы на успех реформ “сверху”. С другой стороны, реформы “сверху”, без поддержки в виде низовой инициативы и требований большей подотчетности власти – лишь в редких случаях оказываются эффективными.
*Репрезентативный всероссийский опрос населения проведен ВШЭ в интересах ЦСР в декабре 2016 г., N=6000
Ксения Ткачева, социолог, старший эксперт ЦСР