Будем предельно честны и откровенны. Российские автопроизводители нечасто радуют новыми моделями да и спецверсиями уже выпускающихся автомобилей рынок пополняют крайне редко. Ситуация исправляется в последнее время, но на примере марок УАЗ и Lada хочется показать, что отечественная машина в исполнении Limited edition — смех сквозь слёзы.
При этом Hunter доработали существеннее. «Экспедицию» оснастили силовым обвесом с дополнительной оптикой и окрашенным в цвет «Табак (жёлто-коричневый металлик) кузовом, а «Пляж» получил жёлто-серебристый открытый кузов с каркасом безопасности. Для обеих машин предусмотрели на заводе установку шноркелей и вывод сапунов КПП, раздаточной коробки и мостов в подкапотное пространство. Но если Patriot можно было купить в России, то Hunter были ориентированы исключительно на экспорт.
Выдержав паузу, автозавод из Ульяновска в 2013-2015 годах буквально завалил рынок спецверсиями двух своих моделей.
UAZ Patriot Trophy в цвете Rushmore (серо-коричневый металлик) с легкосплавными дисками и резиной Maxxis помимо них получил атермальные тонированные стёкла и задний спойлером со встроенным повторителем стоп-сигнала.
Исполнение Arctic помимо цвета «Снежная королева» завод дополнил предпусковым подогревателем двигателя с программируемым таймером.
Версия Trophy отличалась от обычного UAZ Patriot цветом Rushmore, атермальными тонированными стёклами и легкосплавными дисками с чернением.
Потом на рынок вывели исполнение Expedition, которое подразумевало кузов колера Rushmore, новые диски, тонированное атермальное остекление, комбинированную обивку сидений из кожи и ткани с вышитыми лого. Из существенных доработок — защита рулевых тяг из листового металла с тиснённым логотипом марки, встроенна CB-радиостанция и экспедиционный багажник на крыше.
Следом появилась версия Unlimited — цвет кузова «Кварц», чехол запасного колеса с отделкой хромом, стойки кузова в чёрном цвете, кожано-тканевый салон с вышитыми логотипами спецверсии, пакет опций «Зимний пакет» (электрообогрев лобового стекла, дополнительный отопитель салона, подогрев задних сидений и аккумулятор повышенной ёмкости). И да, чуть не забыл — тонированные атермальные стёкла и легкосплавные диски!
Позже UAZ Patriot претерпел плановый рестайлинг, но это не помешало заводу организовать ещё парочку «спецверсий» на базе уже обновлённого внедорожника.
Пик заводского тюнинга пришёлся на 2016 год, когда был анонсирован выход UAZ Patriot World of Tanks Edition! Да, автомобиль посвятили онлайн-игре — на кузове появился шильдик с названием версии, в салоне кожей цвета «Коньяк» декорировали центральную часть сидений вместе с подголовниками и передним центральным подлокотником, а отделку дополнила символика игры. В мультимедийную систему добавили логотип World of Tanks и фирменное приветствие. Да, в комплекте к машине шли виртуальный танк КВ-5 и 180 дней премиум аккаунта в игре World of Tanks.
Не обделили фантазией и UAZ Hunter. В 2015 году завод собрался провожать модель на покой и сделал «Победную серию» ещё и по случаю 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Автомобиль декорировали в стиле самолёта главного героя фильма «В бой идут одни старики» с позывным Маэстро, оснастили стальными дисками чёрного цвета с шинами Contyre Expedition, защитой рулевых тяг и шильдиками на кузове. «В нагрузку» к внедорожнику придали набор, включающий в себя армейскую плащ-палатку, вещмешок с нашивками, солдатский котелок и шанцевый инструмент.
Но все варианты превзошёл UAZ Hunter «Юбилейный». В 2017 году УАЗ-469, который и превратился с годами в «Охотника», исполнилось 45 лет. По этому случаю в Ульяновске сделали 469 «Юбилейных» внедорожников. Крыша у этой версии глянцево-белая, рамка лобового стекла, дверные надставки, крышка багажника и стойки — матово-чёрные, а сам кузов серо-зелёный. Диски белые, а на левом крыле в салоне автомобиля около ручки пассажира появился шильдик с указанием спецсерии и номера конкретного экземпляра в ней. Помимо внешнего декора у машины появились неразрезные мосты «Спайсер», откидной борт, который трансформируется в походный столик, а сиденья выполнены из практичной ткани с водоотталкивающей тефлоновой пропиткой.
Lada не так плодовита на спецверсии, как УАЗ, но к 50-летию завода АвтоВАЗ на рынок вышли особые седаны Vesta и кроссоверы XRay. Покупателю каждого из 500 выпущенных автомобилей каждой модели вручили диплом, подтверждающий принадлежность машины к особой серии, с персональным номером экземпляра, который также продублирован на рулевом колесе. Внешне машины отличаются красным цветом кузова с чёрными элементами (крышей, корпусами зеркал, стойками дверей) и чёрной отделкой салона с красной прострочкой, вставками из красной алькантары на сиденьях и вышитой на ковриках и спинках кресел юбилейной символикой.
Относиться к российскому автопрому можно совершенно по разному, но УАЗ и Lada взяли курс на общепринятую практику и создают спецверсии. Правда, содержание этих моделей может вызывать только недоумение. У того же Patriot куча «лимитированных» модификаций в одном цвете и с практически одинаковым «наполнением» да и логика их появления на свет неочевидна. По-хорошему, всё «специальное» оснащение давным-давно должно стать базовым в XXI веке.
Другое дело Lada, приурочившая свои автомобили к круглой дате в истории завода. УАЗ в случае круглой даты всё-таки облажался — «Юбилейный» Hunter отчего-то больше похож на вышедший парой лет раньше Land Rover Defender 90 Heritage Edition…