Существует множество причин, которые служат основанием для обжалования результатов определения поставщика в органы ФАС.
Так, если речь идет об аукционе, то участник может обжаловать отказ в допуске к аукциону по 1-ой части заявки, признание его заявки несоответствующей по 2-ой части заявки, отсутствие возможности подать ценовое предложение, незаконное признание другого лица участником (или победителем) аукциона.
Если же дело касается открытого конкурса, то участник может обжаловать признание его заявки несоответствующей, неверную оценку заявок, незаконное признание другого лица участником (или победителем) конкурса.
Подать жалобу по 44-ФЗ возможно исключительно либо нарочно в бумажном виде с "живой" подписью либо в электронном виде, подписав усиленной электронной подписью, в иных случаях (например, без электронной подписи или по факсу) орган ФАС вернет жалобу без рассмотрения. Следует отметить, что участник не обязан направлять копию жалобы заказчику или кому-либо ещё, кроме органа ФАС. Также к жалобе лучше приложить документ подтверждающий полномочия подписавшего жалобу лица (для юр. лиц).
При обжаловании результатов закупки необходимо уложиться в установленные законом сроки. Так, обжалование допустимо в течение 10 дней с момента размещения соответствующего протокола, но по состоявшемуся аукциону - с момента размещения протокола подведения итогов или до заключения контракта (отклонение по 2-й части).
Если указанный срок истек, то обжалование возможно только в судебном порядке.
Кроме того, после окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может только лицо, подавшее заявку и обжалование положений документации на данном этапе уже невозможно. Однако комиссия контрольного органа может рассмотреть такие доводы в рамках внеплановой проверки и при необходимости выдать предписание на устранение нарушений, если они повлияли на результат закупки и контракт ещё не заключен.
Однако после вышеуказанных сроков также возможно подать обращение (в рамках Закона об обращениях граждан или Закона о защите конкуренции) с указанием фактов нарушения, но оно не будет рассмотрено в рамках ФЗ-44, а значит максимум - орган ФАС проведет внеплановую проверку и выдаст штраф.
Следует отметить, что при поступлении жалобы по 44-ФЗ орган ФАС вначале проверяет соответствует ли жалоба формальным требованиям и подана ли в срок. Затем орган ФАС назначает заседание комиссии, на котором исследуются доводы жалобы и доказательства, после чего жалоба признается обоснованной, необоснованной или обоснованной в части. Если выявленные нарушения повлияли (могли повлиять) на результат закупки орган фас выдает предписание, которым может быть предусмотрена отмена закупки полностью, отмена составленных протоколов, внесение изменений в документацию и т.д.
Обжалование действий, совершенных в рамках определения поставщика в органы ФАС фактически является единственным эффективным способом добиться устранения незаконных явлений и создать условия для равноправного участия в закупке. Юридически квалифицированную жалобу можно быстро и без сложностей сформировать с помощью сервиса ФАС-ОНЛАЙН.
В то же время, если не удалось добиться правоты в органах ФАС, то есть возможность обжаловать в суд как само решение антимонопольного органа (в течение 3-х месяцев), так и спорные действия заказчика (комиссии). Однако данный способ применим исключительно с целью создания прецедента или для подтверждения законности своей позиции, поскольку судебный процесс растягивается на длительный срок и к моменту вступления в законную силу решения контракт по закупке уже может быть исполнен.