Не можешь победить – возглавь. Вслед за Toyota, которая инвестирует в Uber, и Volkswagen, который вкладывает в Gett, Boeing и Airbus сосредоточили внимание на стартапах, развивающих электрические самолеты.
Экономичные и экологически безвредные аппараты вместимостью от 5 до 150 пассажиров в ближайшие годы потеснят с рынка перевозок традиционные лайнеры.
12-тиметровый бизнес-джет от израильской компании Eviation Aircraft рассчитан на 9 пассажиров и способен преодолеть до тысячи километров без подзарядки со скоростью 450 км/ч. Главное преимущество электросамолета – его вес, всего 6 тон. Корпус из композитных материалов делает лайнер в 300 раз энергоэффективнее по сравнению с аналогами. Корректировать полет в зависимости от оставшегося заряда будет специальный программный алгоритм.
Израильский бизнес-джет Alice называют авиационным Uber. Глава Eviation Aircraft Омер Бар-Йохай заявил, что «когда идет речь о нулевых выбросах, дешевых путешествиях из Кремниевой долины в Сан-Диего или из Сеула в Пекин, полностью электрический самолет дает людям возможность передвигаться со скоростью, адекватной глобальной экономике».
Boeing, в свою очередь, совместно с авиакомпанией JetBlue Airways инвестировал в стартап Zunum Aero, который разрабатывает лайнеры с электродвигателями. Проект Zunum предполагает создание ближнемагистрального самолета, способного перевозить до 50 пассажиров на расстояние до полутора тысяч километров. Однако и здесь инженеры – видимо, для подстраховки – предполагают использование гибридного двигателя.
Россия, к сожалению, похвастаться масштабными разработками не может. На авиасалоне МАКС этим летом публике продемонстрировали макет создаваемого двигателя. По данным «Известий», «Институт имени Жуковского» еще только разрабатывает ключевые технологии, которые будут положены в основу отечественного электрического самолета. Приступить к созданию серийного электродвигателя собираются не раньше, чем через три года. Известно, что российский самолет сможет перевозить до 19 пассажиров.