Рынок ДМС демонстрирует стабильность
По оценкам ЦБ РФ, рынок добровольного медицинского страхования вырос за 2016 год на 6,8% и в 2017-м продолжает медленный рост. Работодатели предпочитают экономить на корпоративном медстраховании, однако в розничном сегменте происходит увеличение числа держателей полисов ДМС. Кроме того, росту рынка в финансовом выражении способствует удорожание полисов.
Положительный тренд
В 2016 году рынок ДМС начал медленно восстанавливаться. Если в 2014 году рост объемов страховых премий в этом сегменте составил 7,9%, то в 2015-м он снизил темпы роста более чем вдвое (3,6%). В 2016-м в среднем по России рост составил 6,8% — до 137,8 млрд руб. (против 129 млрд руб. за 2015 год).
Согласно данным ЦБ РФ, лидером по сборам премий в сегменте ДМС стала группа «СОГАЗ» — 49,6 млрд рублей, второй по объему собранных в 2016 году премий оказалась «РЕСО-Гарантия» (премии — 11,7 млрд рублей), третье место у компании «Альянс Жизнь» (премии — 9,6 млрд рублей).
После серьезного спада в 2015 году участники рынка начали искать новые пути оптимизации расходов, например предлагать клиентам долгосрочные договоры и включение профилактических опций в программу ДМС. Так, компания «СОГАЗ» информирует, что в конце 2016 года она заключила контракт на три года стоимостью 3,6 млрд рублей с компанией «Роснефть» по обслуживанию ее сотрудников, членов их семей и пенсионеров. Наряду с увеличением числа привлеченных средств повысились и расходы страховых компаний на выплату возмещений по полисам ДМС. С начала года выплаты выросли на 0,86%, что в денежном эквиваленте соответствует 74,1 млрд рублей. Б 2017 году рост объемов страховых сборов ДМС продолжается. Прогнозы участников, отличаясь в цифрах, едины в позитивных ожиданиях: рынок вырастет. По разным оценкам, рост ДМС в 2017 году составит от 5% до 7%.
Корпоративное страхование — в драйверах
В 2017 году в секторе корпоративного ДМС продолжается тенденция к росту. Эксперты отмечают, что снижение количества договоров корпоративного медицинского страхования в тех случаях, когда компании экономили на полисах сотрудников, компенсировалось ростом стоимости самих полисов. «Средняя цена полиса увеличилась где-то на 5-7%, — комментирует Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование». — Те, кто хотел сэкономить или хотя бы не увеличивать свои бюджеты, просто отказывались от неоправданно дорогих лечебных учреждений. Одновременно с этим мы наблюдаем желание целого ряда наших клиентов, наоборот, расширить привычные рамки ДМС, включив туда, например, страхование от онкологических заболеваний. Также в нашем портфеле есть клиенты, которые вместе с нами разрабатывают долгосрочные программы оздоровления коллективов, что также отличается от стандартного привычного подхода к ДМС».
Еще один из путей сокращения расходов работодателя на ДМС, по мнению ряда участников рынка, совмещение ДМС и ОМС. Так, директор филиала ООО «СК «ВТБ Страхование» г. Казани Марат Сафин отмечает, что компания с прошлого года предлагает корпоративным клиентам продукты, совмещающие ДМС и ОМС. Страховые компании констатируют, что розничный сегмент ДМС тоже несколько подрос, но в основном за счет «условно добровольного» медстрахования (страхования мигрантов). Рост сознательного и по-настоящему добровольного мед-страхования тормозится все еще низкой страховой культурой населения, хотя у розничного ДМС участники рынка видят большой потенциал. Сегодня, по оценкам страховых компаний, основой портфеля всех без исключения страховщиков ДМС являются безусловно корпоративные договоры. «Именно на рост в этом сегменте в 2017 году рассчитывают основные игроки этого рынка. Хотя нельзя не отметить, что и в сегменте физических лиц заметны улучшения», — резюмирует Александр Лапунов.
Союзники или противники?
Стоит отметить, что выплаты страховых возмещений в прошедшем году росли более быстрыми темпами, чем сборы страховщиков.
Иван Командный, директор Центра корпоративного страхования ООО «СК «Альянс Жизнь», объясняет это желанием застрахованных по ДМС сотрудников в ситуации кризиса и неуверенности в будущем по максимуму использовать свой медицинский план. В связи с этим растет частота пользования медуслугами. «Страховые компании, которые слишком поздно это заметили или же и до этого находились не в очень хорошей форме по прибыльности медицинского портфеля, это ощутили, что могло усугубить их проблемы. В эти два года средний чек рос более чем на 7% в год, и еще более 7% давал существенный рост пользования медуслугами», — констатирует эксперт.
По словам страховщиков, медучреждения, увеличивая стоимость своих услуг, не всегда готовы обеспечить их достойное качество. Кроме того, часто медики назначают больше процедур и исследований, чем это реально нужно пациенту. Поэтому в течение 2016 года ряд страховых компаний пересмотрел свои договоры с медучреждениями. СК отказывались от одних партнеров и заключали отношения с другими.
Павел Богомолов, член правления АО «Группа компаний «Медси», главный гепатолог минздрава Московской области, к.м.н., считает, что конфликт лечебных учреждений со страховыми компаниями как раз в основе своей связан с тем, что игроки на рынке ДМС пытаются выполнить больше, чем нужно, услуг. Эксперт считает, что определение четких стандартов диагностики может полностью снять проблему навязывания дополнительных услуг. Страховщики не видят большой трагедии в противоречиях между медучреждениями и страховыми компаниями. «Если взглянуть на взаимодействие страховщиков и медучреждений прямолинейно, то противоречия будут очевидны. Медики хотят больше получить от страховщика, а тот, наоборот, хочет заплатить им меньше, — рассказывает Александр Лапунов. — Но в этом противоречии и заложена суть саморегулирования рынка и очевиден выигрыш для клиента. Скорее ситуацию можно описать так: страховщик не позволяет лечебным учреждениям злоупотреблять избыточными назначениями, которые не нужны пациенту, а лечебные учреждения (плюс еще и конкуренция среди самих страховщиков) не позволяют страховщикам ограничивать необходимую пациентам медицинскую помощь».