Найти тему
Thisis.Media

“МИСТЕР МЕРСЕДЕС” И ПЕНСИОНЕРЫ-АЛКОГОЛИКИ

Первый сезон сериала закончился, но в депрессию впадать пока рано

Александр Павлов-кинокритик

Сериал “Мистер Мерседес” радовал нас с августа и до середины октября, выполняя определенную терапевтическую функцию. Когда всем поклонникам лета окончательно стало ясно, что беззаботная, солнечная и зеленая пора заканчивается и вскоре предстоит окунуться в очередные повседневные проблемы, усугубляемые унылой, хотя местами и по-веселому желтой осенью, “Мистер Мерседес” пришел на помощь.

Когда дома тебя ожидает встреча с пенсионером Биллом Ходжесом, не так грустно смотреть на дождик за окном и умирающий световой день. Но вот сериал закончился — и теперь нам надо пережить остаток осени самостоятельно, благодарно вспоминая телевизионное шоу.

За что же мы можем быть благодарны “Мистеру Мерседесу”? И должны ли быть благодарны вообще?

Во-первых, должны. Особенно если учитывать культурно-временной контекст. Ни для кого не секрет, что в этом году мы увидели слишком много экранизаций Стивена Кинга. И, к сожалению, не только хороших. На фоне всеобщего разочарования фильмом “Темная башня” и сериалом “Мгла”, который создатели разумно решили не продлевать на второй сезон, “Мистер Мерседес” показал, что с литературным материалом можно обращаться бережно. И потому критики и зрители дружно приветствовали шоу.

-2

Но главное — это во-вторых. Сериал оказался таким интересным и востребованным не только потому, что это захватывающая история противостояния старого отставного детектива и молодого сумасшедшего маньяка, но и потому, что осветил очень острые социальные темы. Иными словами, “Мистер Мерседес” — не детектив, а настоящая социальная драма. Но прежде, чем я объясню, почему это так, напомню вкратце сюжет.

Начинается все с того, что псих на украденном, как выясняется впоследствии, мерседесе давит кучу людей, пришедших на ярмарку вакансий в надежде устроить свою судьбу. После чего на окровавленное месиво прибывают пока еще работающий детектив Билл Ходжес (Брендан Глисон) и его чернокожий напарник Пит Диксон (Скотт Лоуренс).

Проходит несколько лет. Ходжес становится почетным пенсионером. Теперь он проводит свои дни в бесполезном безделье, заливаясь с самого утра вискарем. Единственная забота, которая у него есть, это кинуть кочан капусты черепахе, которая ползает у него по двору. И вдруг на жизненном горизонте Ходжеса появляется тот самый маньяк. Психопат — технический гений шлет пенсионеру открытки и подредактированные видосики, пытаясь пошатнуть его психическое здоровье. Тогда Билл начинает собственное расследование. Собственное — потому что бывшие коллеги не хотят его слушать, считая, что старик много пьет и испытывает угрызения совести за так и не раскрытое дело.

Очень важно, что это не детектив. Мы прекрасно знаем, что терроризирует Билла Брейди Хартсфилд (Гарри Тредэвэй), который живет с матерью-алкоголичкой (Келли Линч) и работает клерком в магазине техтоваров. У него нет других развлечений, кроме как доводить до самоубийства всех причастных к прошлому преступлению людей. Недавно он-таки доконал владелицу мерседеса, которым задавил больше полутора десятка людей, до самовыпиливания.

-3

Так кто кого победит — опытный детектив, который вышел на пенсию и спился, или молодой хакер, у которого не все в порядке с головой и который никогда не останавливается на пути к цели? И хотя ответ на вопрос очевиден, дело совсем не в этом.

Этот сериал про то, что с современным (американским) обществом что-то не так. В том смысле, что все герои, которых мы видим, несчастливы или испытывают определенные проблемы. Проблемы есть даже у социально благополучных граждан: они либо неприятные, либо тоже с психическими отклонениями. Но таких в шоу немного. Главным образом нам показывают социальные низы — людей, занятых непрестижной работой, которую они в любой момент могут потерять. И даже маньяк — не псих сам по себе, а человек, которого сделала таким в том числе среда, в которой он рос. Например, алкоголичка-мать все время сексуально домогается сына (впрочем, он тоже испытывает к ней влечение). Но это стереотипное изображение маньяка.

Основная же проблема, которую поднимает сериал, — пенсия. Нет, отнюдь не нищета. Дело в том, что, уйдя на пенсию, человек оказывается не просто бесполезным, но и начинает деградировать без дела. Как Билл Ходжес. Его соседка Айда, понимая, насколько тяжело ему приходится, постоянно пробует его поддержать. Не так давно у нее от этого муж умер: вот он — жизнерадостный преподаватель в университете, вот он — пенсионер без дела, а вот он — мертвый.

В другом модном сериале — “Однажды ночью” — один из героев-полицейских тоже собирается на пенсию. И кто-то с сарказмом спрашивает уходящего, чем он будет заниматься — откроет бар, будет путешествовать, станет больше времени проводить с семьей или же будет играть в гольф? На что полицейский отвечает: “Я тебе скажу, чего я точно не буду делать. Я не открою бар, не стану путешествовать и не буду проводить время с семьей”. Значит, остается гольф. Спустя какое-то время мы видим его с сумкой клюшек. Но этот коп знал, чего хочет, а чего нет. А что делать одиноким людям (Билл Ходжес профукал свою семью), которые раньше жили только работой, у которых нет семьи, бара, а путешествия не доставляют радости? Очевидно же, что ничего. Билл даже в гольф не хочет играть. Значит, остается выпивать.

-4

И когда в одурманенной виски жизни Билла появляется Мистер Мерседес, он обретает смысл существования. Пенсионер не просто хочет поймать маньяка и даже не совсем хочет, чтобы восторжествовала справедливость, — он точно также получает удовольствие от смертельной игры, как и его преследователь. И потому Билл Ходжес должен быть благодарен убийце за то, что тот спас его от скорого инфаркта, который пророчил ему его напарник.

Но если Ходжесу повезло, то что делать остальным одиноким пенсионерам? Видимо, ничего. Или же, как учит нас сериал, найти себе достойное занятие. Что, однако, сделать практически невозможно. И даже в конце последней серии зрителям намекают: кажется, у Ходжеса все еще остается смысл существовать и дальше…

Другими словами, мы ждем второй сезон.

Что ж, “Мистер Мерседес” закончился и больше не помогает нам мириться с суровой погодой, а мрачная осень наступает на пятки и услужливо предлагает отчаяться и смиренно принять депрессию. К счастью, сериалы не закончились. Аккурат под конец “Мистера Мерседеса” Netflix подогнал нам сразу весь сезон “Охотников за разумом” от Дэвида Финчера. Очень мило! Похоже, депрессия откладывается.

JOIN, ЕСЛИ САМ ЗАРАБОТАЛ НА МЕРСЕДЕС! А не насосал!