Борис Яровой
Почему вкладывать в тестирование прототипа выгоднее, чем в конструирование идеального продукта.
Как быстро и без лишних вложений проверить идею нового бизнеса? Этот вопрос часто задают себе топ-менеджеры крупных компаний, CEO малого и среднего бизнеса. Но особенно он актуален для начинающих предпринимателей, у которых на кону стоят не только достаточно значимые личные средства, но зачастую и уход с прежнего места работы. Крупные корпорации, типа Googlе, могут использовать в таких случаях метод «Спринт», но для малого бизнеса эта технология не подходит. Выключить из текущего процесса на неделю пять-семь специалистов может себе позволить далеко не каждый. Понятно, что для начинающего предпринимателя «Спринт» недоступен в принципе.
В этой ситуации, некоторые пытаются сделать упор на точный расчет и этапное планирования, уподобляясь центру управления полетов, запускающего звездолет. Однако, к сожалению, в условиях неопределенности, а именно в них живет любая инновация, планирование, как функция, не работает по определению. И часто можно наблюдать, как такой хорошо спланированный и задокументированный звездолет, неожиданно разваливается на первых же тестовых испытаниях, так и не увидев космос реального бизнеса.
Другие, набравшись смелости и храбрости, с криком «Ввяжемся в бой, а там разберемся!», регистрируют фирму, снимают офис, набирают сотрудников и начинают активно вести бой с конкурентами. Тут же, по ходу, они выясняют, кто есть их реальные клиенты и кто конкуренты. И это срабатывает. Но лишь иногда. Во всяком случае мировая статистика говорит, что через пять лет после создания, в живых остается только 20% бизнес-структур.
Теория бережливого стартапа
Сегодня, когда мировая экономика все больше ориентируется не на инвестиции, а на инновации, появляются бизнес-концепты, методологии, технологии позволяющие тестировать идею с минимальными затратами и сроками. Одна из таких разработок получила название Lean Startup, что переводится на русский как «бережливый стартап». В основе данного метода лежат такие управленческие парадигмы, как «бережливый подход», дизайн-мышление, модель развития потребителей, гибкая методология разработки (agile-методы). Концептуально, это выглядит так:
- На тестирование выставляется минимально жизнеспособный продукт (MVP).
- Тестирование продукта производится непосредственно на пользователях и потребителях.
- Изменения в продукт вносятся на основе анализа реакции потенциальных клиентов.
Новатор здесь уподобляется не конструктору звездолета, а водителю машины-трансформера, которая легко меняя курс, скорость и форму, должна доставить его до заветной точки платежеспособного спроса, а возможно и дальше – к операционной прибыли.
Практическая реализация метода
- Создается сайт-визитка.
- Запускается рекламная интернет-компания для целевой аудитории.
- На основании поведения целевой аудитории сайт подвергается трансформации.
- При подтверждении платежеспособного спроса формируется реальный бизнес.
Я не буду здесь подробно расписывать все этапы, остановлюсь на одном, на мой взгляд самом важном и главном – на создании сайта. И дело не в технологической сложности – создать сайт-визитку можно за пару часов. Проблема во внутренних мотивах предпринимателя. Именно на этом, первом этапе, определяется та неуловимая грань, которая показывает, для чего данный конкретный человек идет в бизнес, что и насколько для него важнее – деньги или самореализация. Является ли прибыль, и ее главные носители, клиенты, основным определяющим фактором? Или тон бизнеса прежде всего задается наличием у собственника какой-то, возможно, и неосознаваемой внутренней миссии? Именно здесь, выступая впервые в роли предпринимателя, человек демонстрирует, насколько он готов к роли партнера, и как он будет поступать дальше, в случае конфликта интересов между своими личными предпочтениями и желаниями покупателей, поставщиков, подрядчиков, персонала. Зачастую неизбежность такого конфликта проявляется при первом же общении, когда звучат такие аргументы, как «Я так хочу», «Я так сказал», «Я так вижу».