«Новобранец» пополнил ряды мобильной войной техники казахстанской армии относительно недавно и, по заверениям самих военнослужащих, успел себя зарекомендовать как надежный «боец».
«Кобра» является совместным детищем турецкого производителя коммерческих транспортных средств компании Otokar и американской фирмы «AM General». Последняя, кто не в курсе, вот уже почти полвека выпускает армейские многоцелевые автомобили HMMWV, так же известные как Humvee, а в гражданской версии – Hummer.
В основе турецкого БТР, как вы уже догадались, лежит старый добрый «Хаммер». Американский проходимец стал донором не только шасси, но и силового агрегата – 190-сильного дизельного V8 от General Motors. Впрочем, невзирая на общую с Humvee агрегатную начинку, Cobra совершенной иная машина и визуально, и в плане оснащения, и даже по ощущениям. Да что там говорить, у этих машин и классы разные: «донор» – армейский разведовательный внедорожник, а Cobra – БТР. Последний имеет соответствующую форма кузова, представляющую собой нечто вроде цельнометаллической капсулы с V-образным противоминным днищем. Корпус бронетранспортера сварен из высокопрочных стальных листов, защищающих от пуль стрелкового оружия и осколков гранат.
У турецкого автопроизводителя, кстати говоря, какой-никакой, а опыт создания армейских бронемашин все же имелся – до появления «Кобры» в 1995 году, компания Otokar построила бронемашину на базе британского внедорожника Land Rover Defender. Эти машины имеют различные модификации и, наряду с Cobra, пользуются стабильным спросом не только в локальных, но и в военных ведомствах других стран. Сведеньями о том, снабжена ли Казахстанская армия отокаровскими «Дэфами» я не располагаю, но что касается «Кобр», то помимо нас, из стран бывшего Союза их используют в Грузии и Азербайджане.
Внутреннее пространство бронетранспортера, в чем я убедился воочию, позволяет разместиться девятерым полностью экипированным бойцам, включая водителя. Существуют так же модификации, салон которых рассчитан на 11 человек. В этом плане «Хаммер», с его четырьмя «капитанскими сидушками», донельзя аскетичным внутренним убранством (даже для военного транспортера) и весьма условной защитой выглядит как минимум архаично. Что до меня, то в случае чего (не дай бог, конечно), я предпочел бы оказаться внутри «Кобры» – там и места больше, и защита лучше (в том числе от радиации!), да и едет она помягче что ли.
Да, едет американо-турецкий бронетранспортер и вправду мягко. Сидя внутри я даже не понял сколь сложный и запредельный для большинства обычных (читай, гражданских) «проходимцев» маршрут мы преодолели: машина без труда форсировала все искусственные неровности и возвышенности, которыми был усеян учебный полигон. Конечно, то же самое с заметно большей легкостью проделывал и HMMWV, но сидевших внутри болтало так, словно те находились в барабане стиральной машины. То ли дело Cobra, где во время поездки я приспокойненько делал селфи. Очевидно, что столь разительное отличие в комфорте обусловлено, прежде всего, разницей в массе обеих машин – БТР почти в два раза тяжелей своего «донора». В зависимости от модификации, коих не мало, «Кобры» могут быть оснащены дополнительной навесной броней и разнокалиберным орудием на башне, радиолокационной станцией и даже лопастями для перемещения по воде.
В каком-то смысле, Otokar Cobra казался небольшой субмариной, из бронированных «иллюминаторов» которого, почему-то, виднелась степь. При этом, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы управлять «Коброй» – как и «Хаммер», машина проста в использовании. Единственное, что может обескуражить неопытного водителя, это минимальная обзорность – скудное остекление позволяют видеть только то, что спереди и частично сбоку. Благо, машина оснащена весьма информативными (то есть, большими) наружными зеркалами заднего вида. В остальном, все как на гражданских авто – переключаешь рычаг АКПП на «D», легонько нажимаешь на широченную педаль газа, да прокладываешь «субмарине» курс тоненькой в обхвате «баранкой».