Рассказываем, как создавалось масштабное полотно, где его можно увидеть в ближайшее время, и кого увековечил на нем великий художник.
Собрание Филлипса в Вашингтоне представляет исключительную выставку, вдохновлённую жемчужиной своей сокровищницы — знаменитым «Завтраком гребцов» (1881) Пьера Огюста Ренуара.
«Завтрак гребцов», признанный одним из величайших произведений в творчестве Пьера Огюста Ренуара, — это крупномасштабный феномен живописи. У этого шедевра нет известных подготовительных эскизов, а годы его создания отмечены встречами с известными людьми, которые помогли импрессионисту реализовать его амбициозную идею. Ни на одной другой из больших картин Ренуара — за исключением «Бала в Мулен де ла Галетт» (1876) — нет такого количества фигур.
Кто есть кто на картине «Завтрак гребцов»: 1 — Алин Шариго, будущая жена Ренуара; 2 — Альфонс Фурнез-младший, сын хозяина лодочной станции; 3 — Альфонсина Фурнез, его сестра; 4 — Рауль Барбье, бонвиван и бывший мэр Сайгона, барон; 5 — Жюль Лафорг, поэт, критик и личный секретарь Шарля Эфрусси; 6 — актриса Эллен Андре; 7 — Анжель Лего, натурщица, актриса и певица; 8 — Шарль Эфрусси, искусствовед, коллекционер и редактор; 9 — Гюстав Кайботт, богатый меценат и художник; 10 — Антонио Маджиоло, итальянский журналист; 11 — Эжен Пьер Лестренге, чиновник; 12 — Поль Лот, путешественник, журналист и писатель; 13 — Жанна Самари, актриса.
На самом деле люди, изображённые на картине, не позировали Ренуару одновременно. Все они приезжали в Шату в разные дни и терпеливо замирали в нужной позе, пока художник писал их. На полотне будущая жена импрессиониста Алин Шариго играет с собачкой, художник и меценат Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле, актриса Жанна Самари флиртует с чиновником Пьером Лестренге и писателем Полем Лотом, поправляя шляпку. Альфонсина Фурнез, дочь хозяина, опирается на перила террасы, а её брат — мускулистый бородач в соломенной шляпе — смотрит вдаль.
На выставке представлены результаты недавних исследований «Завтрака гребцов», демонстрирующие многочисленные изменения, которые художник сделал в процессе создания картины.
Например, Ренуар кое-что изменил в паре мужчин, беседующих в дальнем конце веранды. После инфракрасного сканирования выяснилось, что Шарль Эфрусси в цилиндре изначально высматривал кого-то за пределами балкона, а его голова была повёрнута в три четверти.
Рядом с известным шедевром в залах Собрания Филлипса выставлены редкие и знаковые работы самого Ренуара и его друзей, помогающие понять этих неординарных людей. Алин Шариго представлена на таких полотнах, как «Сельский танец» (1883) из Музея Орсе, а также экспонатах из музея Школы дизайна Род-Айленда, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Филадельфийского художественного музея.
Представлен широкий спектр произведений близкого друга Ренуара — Гюстава Кайботта.
Редкий портрет одного из преданных сторонников художника Шарля Эфрусси дополнен некогда принадлежавшими ему шедеврами, а также публикациями, проливающими свет на жизнь и достижения этого необычного человека.
Через четыре года Собрание Филлипса будет праздновать своё столетие. Его основатель Дункан Филлипс впервые увидел «Завтрак гребцов» в 1911 году у Поля Дюрана-Рюэля, дилера Ренуара. С тех пор полотно находилось в первых строчках списка желанных картин американского коллекционера и арт-критика. В конце концов, он приобрёл его в 1923 года за внушительную по тем временам сумму 125 тыс. долларов.
Выставка «Ренуар и его друзья» в Собрании Филлипса в Вашингтоне продлится до 7 января 2018 года.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Подписывайтесь на наш канал
Артхив в Телеграме