Найти тему
Артхив

Все секреты «Завтрака гребцов» Ренуара

Рассказываем, как создавалось масштабное полотно, где его можно увидеть в ближайшее время, и кого увековечил на нем великий художник.

Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881
Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881

Собрание Филлипса в Вашингтоне представляет исключительную выставку, вдохновлённую жемчужиной своей сокровищницы — знаменитым «Завтраком гребцов» (1881) Пьера Огюста Ренуара.

«Завтрак гребцов», признанный одним из величайших произведений в творчестве Пьера Огюста Ренуара, — это крупномасштабный феномен живописи. У этого шедевра нет известных подготовительных эскизов, а годы его создания отмечены встречами с известными людьми, которые помогли импрессионисту реализовать его амбициозную идею. Ни на одной другой из больших картин Ренуара — за исключением «Бала в Мулен де ла Галетт» (1876) — нет такого количества фигур.

-2

Кто есть кто на картине «Завтрак гребцов»: 1 — Алин Шариго, будущая жена Ренуара; 2 — Альфонс Фурнез-младший, сын хозяина лодочной станции; 3 — Альфонсина Фурнез, его сестра; 4 — Рауль Барбье, бонвиван и бывший мэр Сайгона, барон; 5 — Жюль Лафорг, поэт, критик и личный секретарь Шарля Эфрусси; 6 — актриса Эллен Андре; 7 — Анжель Лего, натурщица, актриса и певица; 8 — Шарль Эфрусси, искусствовед, коллекционер и редактор; 9 — Гюстав Кайботт, богатый меценат и художник; 10 — Антонио Маджиоло, итальянский журналист; 11 — Эжен Пьер Лестренге, чиновник; 12 — Поль Лот, путешественник, журналист и писатель; 13 — Жанна Самари, актриса.

На самом деле люди, изображённые на картине, не позировали Ренуару одновременно. Все они приезжали в Шату в разные дни и терпеливо замирали в нужной позе, пока художник писал их. На полотне будущая жена импрессиониста Алин Шариго играет с собачкой, художник и меценат Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле, актриса Жанна Самари флиртует с чиновником Пьером Лестренге и писателем Полем Лотом, поправляя шляпку. Альфонсина Фурнез, дочь хозяина, опирается на перила террасы, а её брат — мускулистый бородач в соломенной шляпе — смотрит вдаль.

Ланч в ресторане Фурнез. Пьер Огюст Ренуар, 1875
Ланч в ресторане Фурнез. Пьер Огюст Ренуар, 1875


На выставке представлены результаты недавних исследований «Завтрака гребцов», демонстрирующие многочисленные изменения, которые художник сделал в процессе создания картины.

Фрагмент картины «Завтрак гребцов» и его инфракрасный снимок. Фото: phillipscollection.org
Фрагмент картины «Завтрак гребцов» и его инфракрасный снимок. Фото: phillipscollection.org

Например, Ренуар кое-что изменил в паре мужчин, беседующих в дальнем конце веранды. После инфракрасного сканирования выяснилось, что Шарль Эфрусси в цилиндре изначально высматривал кого-то за пределами балкона, а его голова была повёрнута в три четверти.

Рядом с известным шедевром в залах Собрания Филлипса выставлены редкие и знаковые работы самого Ренуара и его друзей, помогающие понять этих неординарных людей. Алин Шариго представлена на таких полотнах, как «Сельский танец» (1883) из Музея Орсе, а также экспонатах из музея Школы дизайна Род-Айленда, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Филадельфийского художественного музея.

Сельский танец. Пьер Огюст Ренуар, 1883
Сельский танец. Пьер Огюст Ренуар, 1883

Представлен широкий спектр произведений близкого друга Ренуара — Гюстава Кайботта.

Человек, швартующий ялик. Гюстав Кайботт, 1878
Человек, швартующий ялик. Гюстав Кайботт, 1878

Редкий портрет одного из преданных сторонников художника Шарля Эфрусси дополнен некогда принадлежавшими ему шедеврами, а также публикациями, проливающими свет на жизнь и достижения этого необычного человека.

Портрет Шарля Эфрусси.  Леон Жозеф Флорантен Бонна, 1906
Портрет Шарля Эфрусси. Леон Жозеф Флорантен Бонна, 1906

Через четыре года Собрание Филлипса будет праздновать своё столетие. Его основатель Дункан Филлипс впервые увидел «Завтрак гребцов» в 1911 году у Поля Дюрана-Рюэля, дилера Ренуара. С тех пор полотно находилось в первых строчках списка желанных картин американского коллекционера и арт-критика. В конце концов, он приобрёл его в 1923 года за внушительную по тем временам сумму 125 тыс. долларов.

Парусники в Аржантёе. Пьер Огюст Ренуар, 1874
Парусники в Аржантёе. Пьер Огюст Ренуар, 1874

Выставка «Ренуар и его друзья» в Собрании Филлипса в Вашингтоне продлится до 7 января 2018 года.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал

Артхив в Телеграме