Как известно, население Латвии, как и других прибалтийских государств, массово уезжает за границу. В одних только странах Западной Европы осели сотни тысяч граждан, в том числе и многие из резервистов латвийской армии. Сейчас они оказались перед выбором: платить штраф за неявку на военные учения на родине или потерять работу.
Планы и реальность
Недавно в министерстве обороны заявили, что в случае войны государство рассчитывает на наличие в своём распоряжении 6500 профессиональных военнослужащих, находящихся на активной службе и 8000 членов гражданского ополчения «Земессардзе» (буквально – «Защита земли»). В резерв же Национальных вооруженных сил (НВС) входят отслужившие в армии солдаты, не снятые с военного учета, а также ополченцы-земессарги после завершения договора службы в организации (если они ещё не достигли максимального возраста службы). На данный момент в резерве НВС насчитывается 7655 человек.
Указывается, что среди резервистов есть и бывшие солдаты, проживающие сейчас вне Латвии, но в случае мобилизации они будут вызваны в страну. «До конца 2018 года планируется проверить всех 7655 солдат-резервистов, а также идентифицировать проблемы, связанные с несоответствием их реального места жительства записям в регистре», – заявляют в Минобороны. Там считают, что «люди в целом достаточно законопослушны, они понимают, что указание неверного адреса является наказуемым». Однако практика, как часто это бывает, несколько расходится с благими пожеланиями…
Участие в военных учениях для резервистов изначально было делом сугубо добровольным, но оно перестало быть таковым с 2015 года. Однако, даже невзирая на строгие предписания нормативных актов, многие экс-военнослужащие отнюдь не торопятся демонстрировать свой патриотизм. Так, в 2016 году в связи с проведением учений были высланы 966 повесток, но на них откликнулись только 168 резервистов. 285 повесток не достигли адресатов и вернулись обратно, 106 военнообязанных не прислали даже ответа. В начале октября в Латвии пройдут очередные учения вооруженных сил. Многие ли из резервистов станут в строй?
Поскольку явка на сборы теперь является обязательной, это нередко приводит к весьма болезненным ситуациям. Издание LatvijasAvīze («Латвийская газета») пишет, что закон велит работодателю отпускать резервистов на сборы и учения. Впрочем, в настоящий момент ополченцы-земессарги в течение года могут претендовать на оплаченный отпуск для участия в сборах в течение лишь пяти дней, а у военных резерва такой возможности нет вообще. Правда, в настоящее время министерство обороны готовит поправки к законам, предусматривающие налоговые послабления и преимущества при участии в конкурсах при закупках в оборонной отрасли тем предприятиям, которые трудоустраивают солдат резерва и ополченцев. Эта инициатива имеет целью «выработку компромисса между интересами госбезопасности и работодателей». Также она должна мотивировать предпринимателей поддерживать регулярное участие их работников в учениях «Земессардзе» и в военных сборах.
Но в случае с заграницей ситуация куда сложнее: иностранным работодателям латвийское законодательство – побоку, да и мотивировать их нечем. Поэтому отслужившие в армии граждане Латвии, ныне живущие за пределами родной страны, оказываются в тупиковой ситуации. Им приходится выбирать: либо игнорировать приглашения на сборы резервистов и платить штраф, либо бросать работу и терять заработок. «Примечательно, что официальной статистики о том, сколько резервистов латвийской армии живет и работает за границей, нет. Однако, судя по тому, сколько из них не являются на военные учения, число это весьма внушительное», – делают вывод журналисты LA.
В итоге среди «заграничных» резервистов всё чаще появляются те, кто задумывается над отказом от гражданства Латвии, так как штраф за неявку на учения может применяться ежегодно. Однако в Минобороны особой проблемы тут не видят и считают, что «интересы общества и защита государственной безопасности должны стоять выше личных интересов». Это, в свою очередь, вызывает возмущение самих резервистов, недовольных тем, что чиновники не желают вникнуть в их ситуацию.
Как латыши становятся англичанами по паспорту
Так, новоиспеченный «англичанин» Айвар поведал Latvijas Avīze, что некогда служил в рядах латвийской армии, в том числе в Ираке. С исторической родины он уехал в поисках заграничного счастья уже давно. Но недавно мать переслала ему почтой полицейский протокол. Из бумаги следовало, что в прошлом году Айвара повесткой, пришедшей на его старый адрес в Латвии, вызывали на сборы и наложили штраф за неявку. По его словам, у него не было намерения злонамеренно уклоняться от учений. Но тут Айвар наткнулся на глухую стену в лице своего английского работодателя. «Англичанин мне так и сказал: меня законы твоей Латвии не интересуют. Ты – в Британии и работаешь на меня. Не хочешь – уходи, возьму на твоё место другого. Никому здесь нет дела до каких-то моих обязательных учений. Езжай, вернёшься – снова бегай по агентствам, ищи работу», – с горечью описывает Айвар свою нелёгкую ситуацию.
Другой латвийский резервист Арманд, также проживающий сейчас в Англии, некогда вынужден был уйти из армии по причине полученной травмы спины. О том, что ему грозит денежное взыскание, первой узнала его жена, которую работники полиции нашли через Facebook. Оказалось, что бумаги на штраф в 30 евро уже переданы из суда в полицию, так как Арманда не сумели разыскать по задекларированному в Латвии месту жительства. Это обычная история: люди, уезжая в Западную Европу, нередко «забывают» известить об этом официальные органы своей страны, поскольку не видят от этой процедуры никакого прока. Сумма штрафа в 30 евро, разумеется, не критичная – но Арманд опасается повторения подобной неприятности, поскольку и впредь не намерен приезжать на военные сборы. На его попечении находятся два малолетних ребенка, и он не может себе позволить долгих отлучек. Для того чтобы его оставили в покое, Арманд подумывает оформить паспорт гражданина Великобритании, хотя первоначально отказ от латвийского гражданства в его планы не входил.
Похожие мысли появились и у Яниса, некогда состоявшего в рядах гражданского ополчения «Земессардзе». В отличие от Айвара и Арманда, он официально задекларировал свое новое место жительства и получал повестки на учения уже по адресу в Великобритании. Но отправиться в Латвию на сборы Янис всё равно не мог, так как не отпускали на работе, хотя, по его словам, он сделал бы это с радостью, так как до сих пор интересуется всем, что связано с армией. Дабы избавиться от проблемы, Янис стал также обдумывать возможность взять гражданство Великобритании – и эти мысли лишь усилились после того, как в стране состоялся референдум за выход из ЕС.
В Великобритании уже шесть лет проживает и 44-летний Эдмунд, на иждивении которого находятся два несовершеннолетних ребёнка и в ближайшее время появится третий. В 90-е он проходил так называемую альтернативную службу, и у мужчины, как он уверяет, нет никакого военного опыта. Теперь, как он рассказал в эфире латвийской телепередачи Bez Tabu, Эдмунд искренне не понимает, чем может быть полезен армии. Однако мужчина опасается, что ему придётся в принудительном порядке вернуться в Латвию.
В свою очередь, представитель штаба НВС Сандрис Гаугерс заявил: «Резервистом считается любой, кто хоть месяц прослужил в "Земессардзе" или в регулярной армии. Такие вещи не выбирают. Если ты был на службе, а потом уволился в запас, то автоматически становишься резервистом». Гаугерс уличил Эдмунда в том, что тот пытается скрыть, что некогда числился в «Земессардзе».
Не только кнут, но и пряник
Штраф за неявку на военные учения может применяться неоднократно. Его максимальный размер в первый раз составляет до 210 евро, а в случае, если нарушение допущено повторно в течение года – до 350 евро. Действующие правила предусматривают, что резервист обязан проинформировать госорганы о том, что выезжает из страны, если поездка будет длиться дольше шести месяцев, но многие забывают это сделать.
Тем временем в министерстве обороны разработали поправки в закон о военной службе, которые будут касаться именно тех резервистов, которые проживают за границей. Согласно им, по просьбе экс-военнослужащего можно один раз в календарном году перенести для него военный сбор или учёбу на другое время, если «возникли непреодолимые обстоятельства, которые командир посчитал оправданными». Кроме того, предписано, чтобы с марта 2018 года каждый из резервистов обзавёлся специальным электронным адресом, по которому с ним можно будет связаться.
Власти пытаются действовать не только кнутом, но и пряником. Поскольку число штатных мест в армии ограничено, основная ставка делается на то, чтобы заманить побольше людей в ополчение, в рядах которого граждане страны занимаются военным обучением в свободное от основной работы время. С этой целью в июле были утверждены новые поправки к закону о «Земессардзе». По ним в дальнейшем солдатам-резервистам, поступающим в «Земессардзе», время в ополчении будет засчитываться в стаж профессиональной службы в рядах Национальных вооруженных сил, чего не было ранее. Кроме того, в дальнейшем ополченцам, досрочно разрывающим свой договор с «Земессардзе», больше не нужно будет компенсировать средства, затраченные на обучение, из своего кармана. Однако действовать эта норма будет только в том случае, если договор они разрывают с целью поступить на профессиональную военную службу в НВС.
Также поправки предусматривают доплаты за выполнение земессаргами заданий, связанных с повышенным риском для их здоровья или жизни, например если они занимаются разминированием. Если ополченцы будут исполнять свои обязанности более 30 дней в году, в конце года им может быть выплачено пособие, соответствующее их рангу, однако не превышающее базовую месячную зарплату солдата. Также принято решение снизить требования к кандидатам в отношении судимости и смягчить ограничения, ранее не позволявшие ранее судимым стать ополченцами.
В нынешнем году заявления о приеме в «Земессардзе» подали уже около полутысячи латвийцев. Полковник-лейтенант Эрвин Копейка радуется: «Это очень хорошая активность, учитывая наш потенциал». Правда, он не отрицает, что часть обратившихся получили отказы, так как не отвечают различным критериям, в том числе по состоянию здоровья. Возраст желающих служить очень разный – от 18 до 55 лет. В прошлом году численность латвийского ополчения увеличилась на 900 человек, и сейчас ряды «Земессардзе» насчитывают около 8 тысяч бойцов.
Но, как сообщается, есть возможность увеличить это количество до 12 тысяч. Что же касается армейских резервистов, то, судя по всему, процент неявок на учения и в этом году окажется по-прежнему высоким.