Найти тему
Include club

Открывать новые горизонты? «Почему бы и нет»

Побывать за два года в 15 различных странах от США до Японии? Успеть там поработать, побыть волонтером, поучиться и просто познакомиться с различными культурами? «Почему бы и нет», - сказал Азат Кашапов, блогер-путешественник из Казани.

— Что для тебя путешествие?

— Для меня путешествие всегда ассоциируется с чем-то новым: новой культурой, архитектурой, новыми местами, которые я никогда не видел до этого. Также знакомство с разными людьми, их психологией. В каждой стране люди ведут себя
по-разному: вроде те же самые люди, так же у них одна голова, две руки, две ноги, но у них совершенно иная манера поведения, и очень интересно со всем этим знакомиться.

— Почему ты решил начать путешествовать?

— Это было не запланировано, я не хотел целенаправленно начинать путешествовать и не думал о том, что объезжу 15 стран. Просто всё к этому пришло: я занимался общественной деятельностью, ездил на различные форумы, например, «Таврида», «Территория смыслов», посещал академию молодежной дипломатии и академию творческой молодежи в Казани… И вот мне предложили поехать на стажировку в Индию по программе AIESEC. Так, в январе 2015 я впервые поехал за рубеж на два месяца. За то время я очень хорошо выучил английский, был прям такой скачок. После этого и началось всё остальное — благодаря знанию иностранных языков, я в России участвовал в международных проектах, появились другие варианты путешествий. Впоследствии нашел вариант с учебой и работой за рубежом, это как раз то, чем мы сейчас и занимаемся в Global Vision Kazan. Вообще всё, что я испытал сам на себе за последние года: международное волонтерство, работа и учеба за рубежом, — всем этим я сейчас и занимаюсь в нашем агентстве, где мы помогаем студентам, желающим поехать за границу.

— Какую цель преследуешь в своих поездках сейчас?

— Сейчас я больше сфокусирован на работе, нашем агентстве, на его развитии, расширении наших контактов и партнеров, поэтому сейчас я рассматриваю путешествие как бизнес-трип, например, поехать в Англию, чтобы спартнериться с университетами и затем отправлять туда учиться студентов.

Чаттарпур Мандир, Нью-Дели, Индия
Чаттарпур Мандир, Нью-Дели, Индия

— В каких странах ты побывал?

— Всё началось с Индии, потом я поехал в Польшу, путешествовал по Норвегии, Чехии, Латвии, Греции. Ездил в Португалию, Индонезию и Малайзию. Был в США, Казахстане, Таиланде, Японии. Посетил в Китае Гонконг и Макао,

— Осталась ли еще страна, которую хочешь посетить?

— Меня когда в Казани видят друзья, всегда удивляются и спрашивают, почему я здесь, а не где-то за границей. Конечно, мне недостаточно всего того, что уже посетил… Сейчас я очень хочу поехать в Африку, съездить к племенам, которые живут вдали от цивилизации, у которых совершенно другой взгляд на мир и жизнь, совершенно отличающаяся от нашей.

— Каким способом предпочитаешь перемещаться в путешествиях?

— Мне больше нравится самолет. Поездом я ехал последний раз из Новосибирска в Казань, это было не очень. Некоторые люди любят поезда, для меня же двое с половиной суток на дорогу — это слишком, это запредельно. Но с самолетами нужно быть осторожнее, всегда смотреть, из какого аэропорта вы выезжаете. В Таиланде был такой случай, в Бангкоке я перепутал 2 аэропорта. Поехал заранее, выехал за 3 часа до вылета, чтобы спокойно доехать. Приезжаю, стою с чемоданом напротив табло и не могу найти свой рейс, а главное — телефон выключился, и я не могу посмотреть онлайн, где я. Спросил на информационной стойке — оказалось, не тот аэропорт. Пришлось брать такси и гнать на другой конец города, приехал за 20 минут до вылета, и, что удивительно, обычно в это время посадки уже заканчиваются, но меня пустили, и я благополучно улетел в Токио.

Ват Пхо, Храм Лежащего Будды, Бангкок, Таиланд
Ват Пхо, Храм Лежащего Будды, Бангкок, Таиланд
“Всех, когда путешествую, приглашаю к нам в Казань. Говорю, вы должны посетить не только Москву и Санкт-Петербург, но и посмотреть на то, что у нас есть и внесено во всемирное наследие ЮНЕСКО»

— В каких городах нашей страны ты был и как охарактеризовал бы Казань в сравнении с ними?

— Я побывал от Владивостока до Питера, посещал и Крым с Севастополем, и Екатеринбург, и Новосибирск с Саранском… Но Татарстан я вообще отличаю от остальной России, и, думаю, многие люди, которые путешествуют, могут это отметить: у нас и суверенитет был, и численность нации вторая по России. Можно заметить это по развитию, сравнивая с другими городами. В городах-миллионниках, таких, как, например, Новосибирск, не всё так развито, как у нас здесь. Я молчу даже про города,  в которых население меньше 500 тыс. человек: нет слов, что там происходит вообще. Мне кажется, скорость развития Казани может превышать только Москва, ну и Сочи в свое время, когда там проходила олимпиада. Мне бы хотелось, чтобы у нас всё еще быстрее развивалось, потому что, посмотрев на темпы развития в Японии и приехав сюда, мгновенно замечаешь разницу.

— Чем учеба на программиста, знакомство с IT-сферой помогли тебе в путешествиях?

— Именно в путешествиях — даже не знаю… Но по жизни, я думаю, мне помогает математика и программирование, которые я изучал в ИТИСе, они научили меня мыслить, что очень помогает в работе, когда необходимо принимать нестандартные решения или просто анализировать варианты действий в разных ситуациях.

— Какие особенности образования ты можешь отметить в тех странах, где учился?

— В Лодзи, в Польше, мы могли выбирать себе предметы и учиться на тех кафедрах, на которых считали нужным. Особенности Цукубского университета, в Японии, в том, что учеба начинается весной, 1 апреля и, как мне показалось, равные каникулы зимой и летом — по полтора месяца, значит, и там, и там одинаковое количество отдыха, а не как у нас — летом большие каникулы, а зимой неделя-полторы.

Street Art Mural, общежитие №XIV Лодзинского университета, Польша
Street Art Mural, общежитие №XIV Лодзинского университета, Польша

— Какие стереотипы о тех странах, в которых ты побывал, подтвердились или опроверглись?

— Расскажу про те страны, где провел достаточное количество времени. Про США обычно говорят: у людей обманчивая, ненастоящая улыбка. В маленьких городах это спорный вопрос: когда я работал в городке Олд-Орчард-Бич, в штате Мэн, и ехал на работу или просто шел купаться к океану, все американцы любого возраста и пола мне улыбались и желали доброго дня. И там эта улыбка была настоящей, это ощущалось, поскольку у тех людей всё было окей, они счастливы и их ничего не интересует.

О Японии обычно вспоминают закрытость страны, для меня это подтвердилось. Особенно контраст придало то, что я приехал туда сразу после США, произошла такая резкая смена полюсов. После таких открытых людей, которые с распростертыми объятиями тебя принимают, в Токио я встретился с такой закрытой культурой, первые недели для меня были шоком, потом понемногу к этому привык.

Про китайцев говорят, что они шумные, это действительно так. После Японии я летал через Китай в Россию, и опять же на контрасте с Японией, где даже в поездах стоит тишина, поскольку все разговаривают шепотом, в Китае еле можно было разговаривать друг с другом, потому что все шумят.

Подтвердилось также про остроту индийской еды. Когда по твоей просьбе «no spicy» тебе делают еду, ее просто невозможно кушать, даже если очень голоден. Но со временем ко всему привыкаешь, я к концу второго месяца пребывания в Индии стал реагировать на эту еду спокойнее.

— Каково отношение к русским за границей? Какие там бытуют стереотипы?

— Вот куда не ездил, они везде думают одно и то же: что у нас холодно и все пьют. Я с этим не согласен. Не знаю, может, этот стереотип даже искусственно сложили. Я считаю, что другие национальности пьют даже больше, чем мы. Везде, конечно, есть свои люди, понятное дело, но я жил в Польше: поляки пьют зубровку(польская водка) так, что они нам фору дадут. Насчет холода тоже: я не понимаю, как так можно думать. Ведь если даже чисто логически подумать, просто посмотреть на карту. Россия - огромная страна, как может быть так, что везде холодно?

«Мне кажется, после волонтерских проектов всегда остается хороший осадок в душе, ощущение, что ты что-то сделал для этого мира, что вся эта работа была проделана не зря»

— Можешь рассказать про свой волонтерский опыт?

— В свое время я стал волонтером для получения нового опыта, поскольку волонтерство дает различные возможности, но обычно не требует от тебя чего-то особого, нужно только твое желание. И вообще, ты делаешь доброе дело для улучшения этого мира, помощи другим людям.

В Индии, в Дели я работал с детьми, преподавал им предметы primary school: английский, математику — базовые дисциплины. Причем работал не только с обычными ребятами, но и с немыми детьми.

Также был по волонтерской программе в Польше, городе Щецин. Находится в часе от Берлина. Там я работал воспитателем в детском саду: снова преподавал английский и просто играл с детьми. Опыт был интересен тем, что дети были двух, полутора лет, а я никогда с такими маленькими детишками не сталкивался, именно чтобы они были группой.

В нашей компании мы развиваем как раз направление волонтерства, позиционируем это как то, что люди могут внести свой вклад в развитие этого мира. Много желающих поехать по этим программам, особенно в Японию, поскольку это раньше была достаточно закрытая страна, а сейчас появилась такая возможность сотрудничества.

«Всё самое важное для человека: принципы, взгляды на жизнь, характер и прочее — закладывается именно с детства. Воспитатель развивает в ребенке личность, а еще начинает приучать к труду. Любите детей, и они вас многому научат!»
«Всё самое важное для человека: принципы, взгляды на жизнь, характер и прочее — закладывается именно с детства. Воспитатель развивает в ребенке личность, а еще начинает приучать к труду. Любите детей, и они вас многому научат!»

— Можешь охарактеризовать атмосферу стран, в которых побывал?

— Я опишу фактурные страны. Япония для меня — это умиротворенность. Японцы всегда тихие, сами в себе, спокойные, четкие, знающие, что и зачем делать, кого слушать, куда пойти. США — индивидуализм, постоянная гонка. Ты постоянно в напряжении, постоянно за чем-то гонишься, идешь куда-то, и каждый сам за себя.  Таиланд — улыбки, счастье. Люди не парятся ни о чем, пусть денег у них в разы меньше, чем в карманах у туристов, которые туда приезжают, они всегда счастливы. Вот про Польшу я бы сказал, что это что-то между — и не Россия, и не Европа. Действительно, как она географически находится, у них так и есть: что-то переняли от нас, даже еще от советского союза, что-то у них и от Европы. Комбинирование всего.

— Как бы ты описал менталитет людей разных стран?

— Как я говорил, японцы более закрытые. Ты очень долго будешь добиваться их доверия, но зато, если ты смог его добиться, у них партнерское отношение к тебе останется на долгое время. И если японцы что-то делают, то настолько хорошо, насколько могут. В США же люди вроде и открыты, но по-настоящему с тобой дружить, доверять не будут. Только на первый взгляд кажется, что у них всё так легко. Такие вот два полюса: они как географически находятся, так для меня как-то и сложились.

Про русских я бы сказал, что это душевные, открытые люди. Например, знакомая каждому ситуация — в поезде едут вместе, поговорили, через час уже рассказывают про всю свою семью, что случилось, куда ездили… Причем рассказывают открыто, не как американцы. Потому что мы по-другому не умеем, у нас всё по-настоящему. Иногда, возможно, у иностранцев складывается ошибочное мнение, что русские закрытые, возможно это из-за того, что многие стесняются незнания языка и ничего не отвечают.

«За время своих поездок я часто встречал людей, которые говорят о себе, что они “люди мира”»

— По-твоему, стираются ли в настоящее время границы между различными национальностями?

— Да, уже понемногу стираются. Обычно это происходит когда люди начинают путешествовать, знакомиться с другими культурами, изучать и разговаривать на других языках — не чувствуешь себя уже таким приверженным своей нации, стране. В этом свои плюсы и минусы: в ближайшее время, конечно, никаких особых потрясений не ожидается, то есть в ближайшие годы мы еще всё не потеряем, но пройдет еще какое-то время и всё. Когда я был в Японии, мы проводили исследование и выяснили, что каждый год в мире пропадает около 100 языков и лет через 100–200 останется гораздо меньше языков, чем есть сейчас. Не единицы, конечно, но очень мало. Это происходит из-за доминирования  английского и русского языков, поскольку они прикладные, а все национальные языки потихонечку пропадают из-за ненадобности. Как естественный отбор — остаются языки, которые нужны. Я не знаю, насколько это правильно, но мне бы не хотелось, чтобы наш язык, да и другие, пропадали. С языками уходит и часть культуры, они очень взаимосвязаны.

— Какое место тебе больше всего запомнилось?

— Я бы отметил Таймс-сквер в Нью-Йорке. Я приходил туда, садился на лесенки, где обычно все фотографируются, и смотрел на рекламные баннеры. Многие не любят шумные места, где много людей, а мне они нравятся. Для меня это как медитация — забыть обо всем, когда вокруг шум, много света и людей.

Вечер на Таймс-сквер, Нью-Йорк, США
Вечер на Таймс-сквер, Нью-Йорк, США

— Какие необычные люди тебе встретились за время путешествий?

— Японец Юта, который изучает татарский язык, его я бы мог назвать уникальным человеком. Я часто рассказываю про него на своих лекциях — он выучил татарский и выиграл по нему международную олимпиаду. Татарский это мой родной язык, возможно, поэтому этот японец так запал мне в душу.

— Какая история из твоих путешествий тебе запомнилась?

— Я люблю рассказывать историю про то, как я потерял все свои документы и деньги в один день два раза. Дело было в США. Я потерял свой портфель, с которым я всегда хожу. Я жил, как я уже говорил, в Олд-Орчард-Бич, в штате Мэн, а столица штата — это Портленд, между ними час езды. Я собирался в офис по делам, взял все свои документы, деньги и поехал до остановки на велосипеде. Там я положил его на автобус, а сам с рюкзаком в руках сел в автобус. Приехал в Портленд, выхожу, беру велосипед и думаю, что мне чего-то не хватает. Тут я понимаю, что портфель остался в автобусе, который уже уезжает. Я погнался за ним на велосипеде. Гнался минут 10 по всем дорогам, полным машин. Еду, стучу в бок автобуса, мне, наконец, открывается дверь, я объясняю ситуацию и благополучно забираю рюкзак. Потом я погулял по городу, зашел в офис, и тут мне дают билет, чтобы доехать до торгового центра. Сижу на остановке, подъезжает автобус, я ставлю велосипед, сажусь и доезжаю до торгового центра. Тут я понимаю, что снова что-то не так: я оставил рюкзак на остановке. К счастью, в американских автобусах есть телефон — стационарный, как у нас раньше в домах был, с проводом. Мне удалось связаться с автобусом, мой рюкзак нашли — кто-то его занес в офис. Меня удивило, что его не украли, не забрали себе, а просто отнесли в офис. Такая ситуация-индикатор показывает, что люди ни в чем не нуждаются.

— Какой у тебя девиз жизни?

— “You see things, you say: 'Why?' But I dream things that never were; and I say 'Why not?” Я люблю эту фразу. Ее сказал Джордж Бернард Шоу, если ее перевести на русский она звучит так: «Люди смотрят на вещи и говорят “Почему? ”, а ты смотри на вещи и говори: “Почему бы и нет? ”» Это значит всегда делать себе какой-то вызов. Вот даже в Work&Travel очень многие студенты говорят: «Вот может на следующий год или когда-то потом», а нужно остановиться и подумать: а почему бы не сделать это сейчас, почему бы не поехать в эту страну. То есть постараться думать нестандартно и полагать, что все достижимо.

Мария Лабунец, редакция Include

Все фотографии предоставлены собеседником