Даша Богачкина: Сегодня у нас в гостях машинист Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена Макс Рублев.
Максим Рублев: Да, я действительно машинист метрополитена. Это моя вторая семья, любимая работа.
Д. Б.: Кем ты хотел стать в детстве?
М. Р.: Никогда не думал, что буду машинистом метрополитена. Кем только я не хотел стать в детстве: военным, пожарным, водителем автобуса или троллейбуса… Но почему-то уже тогда много мечтаний было связано с общественным транспортом, но метрополитена в перечне не было. Хотя я очень любил кататься в метро.
Д. Б.: Какие собеседования ты проходил?
М. Р.: Вначале — разговор с руководством депо, которое оценивает твое умение правильно и логично говорить. Это важные умения, так как машинисту приходится общаться с диспетчером, которому, в случае необходимости, нужно внятно и четко объяснить ситуацию. Кроме того, мы много пишем. Если за смену что-то происходит, это надо зафиксировать на бумаге. Затем проходим собеседование у психолога, где проверяется концентрация внимания, интеллектуальные познания. Только после этого начинается непосредственное обучение в учебно-производственном комплексе. Сейчас комплекс – это огромный обучающий центр со множеством тренажеров. Обучение длится 7,5 месяцев. Учат всему: от и до. Получаешь знания не только машиниста, но и инженера-транспортника. Машинист знает как устроен поезд, какие технические новинки и т.п. Мы регулярно проходим курсы повышения квалификации, что сложно, но одновременно очень интересно.
ЗРИТЕЛЬ: Какой процент неисправностей возникает в пути? Как часто?
М. Р.: Сложно сказать, но лично у меня это случилось почти три года назад. Была небольшая проблема с закрыванием двери. Но у нас периодически проходят «аварийные» (деловые) игры. Готовится специальный состав в депо, приходят машинисты и начинается имитация поломки. Инструктор наблюдает как ты справляешься с ситуацией. В вагонах последнего поколения все стало проще: на мониторах возникает надпись, которая объясняет причину поломки.
ЗРИТЕЛЬ: Если машинист не справляется с поломкой, то вызывается технический состав?
М. Р.: Технический состав не вызывается. Если машинист в нормативные сроки не исправляет поломку, то состав необходимо убрать с линии. Этим занимается специальный состав.
ЗРИТЕЛЬ: А если поломка случилась в туннеле?
М. Р.: Специальный состав доталкивает неисправный до станции, где высаживают пассажиров.
Д. Б.: Пропадает ли романтика со временем?
М. Р.: Нет. Те, для кого работа машиниста стала рутиной – увольняются.
Д. Б.: Что делать, если в вагоне не совсем адекватные пассажиры?
М. Р.: В каждом вагоне есть кнопка вызова машиниста, на каждой платформе есть ИнфоSOS, где можно передать информацию о том, что происходит в вагоне.
Д. Б.: Ведется ли психологическая подготовка машиниста?
М. Р.: Обязательно. В каждом депо есть психолог, к которому можно обратиться не только с профессиональными, но и с личными проблемами.
Д. Б.: Участвует ли психолог при прохождении ежедневного допуска?
М. Р.: Нет, психолог не участвует, но достаточно жесткие нормы медицинского контроля.
ЗРИТЕЛЬ: Есть две стратегии поведения машиниста: московская и европейская (машинист-слесарь, машинист-пилот). Какая стратегия Вам ближе?
М. Р.: Идеально, когда ничего не ломается, но иногда, хотя и очень редко, приходится что-то делать самому.
Д. Б.: Что делать, если двери зажали часть одежды, волосы и т.п.
М. Р.: Во время движения воздушным потоком все прижимается к вагону. Неприятно, но вряд ли опасно.
Д. Б.: Были ли случаи, когда машинист открыл дверь не с той стороны платформы.
М. Р.: У меня нет. В современных вагонах двери просто блокируются.
Д. Б.: Почему тогда на двери есть надпись «Не прислоняться».
М. Р.: В прежние времена пассажиры открывали двери вручную, сейчас это делает машинист нажатием кнопки, если кнопка сломается, то есть запасная. Но если возникает фантастический случай и ломаются обе кнопки… но тогда действительно не следует прислоняться.
ЗРИТЕЛЬ: Как обратиться с просьбой к службе метрополитена?
М. Р.: Через официальный сайт. Ваше сообщение обязательно прочитают. Если оставите контактные данные, то будет официальный ответ.
ЗРИТЕЛЬ: Кто управляет информатором?
М. Р.: На многих станциях вручную, но на нашей линии это происходит автоматически, то есть как только состав входит в зону действия датчиков.
ЗРИТЕЛЬ: Как вы относитесь в тому, чтобы машинисты дублировали сообщения на английском языке?
М. Р.: Но для этого надо знать английский язык. Сейчас на одной ветке идет дублирование на английском – это подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018. Сейчас идет обкатка технологии. Думаю, что в 2018 году это будет введено на всех линиях.
Д. Б.: Почему иногда машинисты сами дают информацию?
М. Р.: Иногда ломается информатор, иногда была дана неправильная информация, иногда проще сказать самому, а иногда это желание машиниста пообщаться с пассажирами, так как это не запрещено.
ЗРИТЕЛЬ: Каким составом Вам нравится больше управлять?
М. Р.: Каждый хорош по-своему: старые («ежики») – очень уютные, 760-е – более комфортные, с климатконтролем. У каждого есть что-то теплое.
ЗРИТЕЛЬ: Чем лучше для машиниста новые составы?
М. Р.: Сложно ответить, так как еще мало наезда, опыта вождения. Некоторые пассажиры жалуются, что резкий тормоз. Возможно это зависит не от состава, а от умения машиниста. Меня учили тормозить так, чтобы вода не разливалась из стакана, вести состав, чтобы пассажиры стояли, не держась за поручни.
ЗРИТЕЛЬ: Вы сами ездите как пассажир метро?
М. Р.: Каждый день, поэтому хорошо понимаю неудобства пассажиров.
Д. Б.: Существует ли возможность прокатиться в кабине машиниста?
М. Р.: Нет. Единственное, это возможно по согласованию с администрацией для проведения съемок.
Д. Б.: Есть ли женщины-машинисты, если нет – то почему?
М. Р.: Есть список утвержденных профессий, который ограничивает перечень женских профессий, например, машинист вагонеток в шахте. На данный момент мы находимся в переходном периоде по замене подвижного состава в метрополитене. Как только это произойдет, Правительство Москвы обещает к 2020 году, то почему бы и нет.
ЗРИТЕЛЬ: Сколько длится смена машиниста?
М. Р.: От шести часов, иногда 5,9 часа и максимально до 8,5 часа. Есть обед, существуют подмены, иногда за смену проходит две подмены.
ЗРИТЕЛЬ: Если все-таки машинист чувствует, что хочет спать что делать?
М. Р.: Бывает, что недостаток кислорода (жара, отопление и т.д.) приводит к возникновению сонного состояния. Согласно должностной инструкции, я обязан проделать несложные физические движения, иногда я пою, открываю окно (хорошо помогает зимой). Кроме того, существует «будильник водителя». Это некий прибор, который прицепляется к уху, в случае, если голова стала клониться вниз, то в ухо подается звуковой сигнал.
ЗРИТЕЛЬ: С какого момента начинается смена?
М. Р.: Рабочий день начинается со времени прихода в здравпункт. Рабочее время может быть увеличено примерно на 10 минут на выборочный послерейсовый медосмотр. Но все равно это не больше 8,5 часов.
ЗРИТЕЛЬ: Часто ли на работе приходится встречать Новый год?
М. Р.: Лучше отработать в Новый год, чем идти на работу 1 января к 6 часам утра. Я праздновал Новый год на работе, со мной в вагоне ездила супруга. Нам включают поздравление Президента РФ, поздравляют диспетчеры, на станциях с плакатами встречают друзья.
ЗРИТЕЛЬ: Сложнее работать в час пик или в выходные?
М. Р.: Сложнее в выходные. В час пик больше адреналина, поэтому смена проходит субъективно быстрее.
ЗРИТЕЛЬ: Где на линии приходится сложнее в час пик?
М. Р.: Нет никакой разницы.
ЗРИТЕЛЬ: На какой линии Вам бы хотелось проехать в метро Санкт-Петербурга?
М. Р.: Самое интересное, это попасть в «ночное окно» и пройти по туннелю.
ЗРИТЕЛЬ: В каких городах хотелось бы посидеть за контроллером?
М. Р.: Во всех. Везде есть свои особенности.
Д. Б.: Как ты относишься к диггерам?
М. Р.: Наличие диггеров нервирует, но они помогают определить бреши в системе безопасности метро.
Д. Б.: Что будет если вы опоздаете на работу?
М. Р.: Машинисты – народ пунктуальный. Вряд ли опоздание возможно, но если это случится, будет замена.
ЗРИТЕЛЬ: Какой бы еще рельсовый транспорт хотелось бы поводить? Что машинистам полагается за вредность?
М. Р.: За вредность положены «хорошие жены», так как график работы очень сложный, иногда нет выходных, часто работаешь в праздники. А поводить я хотел бы попробовать паровоз. Но интересен не только рельсовый, но и любой транспорт.
Д. Б.: Что подвигло тебя завести ЖЖ?
М. Р.: Моя жена, которая прочитала в интернете очередную ложь о метро. Захотелось ответить. Написал статью в ЖЖ. Достаточно быстро стали добавляться «друзья», после чего я понял, что эта тема совсем не раскрыта.
ЗРИТЕЛЬ: Вы планируете написать вторую книгу. Это будет о жизни или о работе?
М. Р.: Давайте поговорим о первой книге, которую я написал в соавторстве с моим любимым писателем-фантастом О. Дивовым. Я написал в его ЖЖ, что если будет сюжет о метро, я готов стать консультантом. Пришел ответ, что скорее он готов мне помочь в написании книги. Обсудили материал, приступили к работе. Насчет дальнейшего творчества пока нет планов.
Д. Б.: Поступали ли предложения использования твоей книги как материала по обучению детей правилам поведения в метро?
М. Р.: Нет, но я готов с удовольствием принять в этом участие.