В минувшие выходные в красивом туристическом комплексе "Николаевские пруды" прошел второй этап экстремального оффроуд-шоу Rainforest Challenge (RFC) Belarus 2017. В нем приняли участие более 40 спортсменов из Беларуси, России, Латвии. Чтобы понять, насколько формат RFC может быть интересен владельцам стандартных внедорожников, мы отправились на одном из последних универсальных "проходимцев" - турбодизельном Mitsubishi Pajero Sport.
Из переговоров по рации:
- Главный судья! Нужна помощь в эвакуации, Patrol засел глубоко в болоте, лебедка не справляется
- Принял! Сейчас приедет гусеничный трактор
Спустя пару минут:
- Главный судья… э-э-э… нужна еще помощь в эвакуации. Гусеничный трактор застрял, до "Патруля" не смог доехать…
Да, торфяник, он такой: гарантии, что выедешь, не дают ни "злые" колеса, ни лебедка, ни даже гусеницы!
Вообще говоря, формат RFC подразумевает, что явного преимущества не имеет никто. Ни одна из моделей внедорожника независимо от мощности, конструктивных особенностей, снаряженной массы и размеров шин. У тебя 44-е колеса, мосты и большой дизель с "ломовым" моментом? Класс, но как тебе это поможет на скоростной гонке, с которой во всех классах (кроме "Экстралайт") начинается RFC? Универсальный внедорожник с оборотистым бензиновым мотором? Что же, на "карусельке" тебе явно не будет равных, но как насчет болота, где можно окунуться по крышу? В общем, в RFC ты никогда не знаешь, что окажется важнее - дорожный просвет, вес или просто надежность автомобиля. И в этом есть своя прелесть: экипажи борются до конца, потому что лидер в любой момент может скатиться в середину турнирной таблицы, если не проедет одну-две секции. А их за два дня соревнований нужно было преодолеть около 15, не считая скоростной гонки вначале и ночного мини-трофи "Сумеречная зона".
Жаль, что в этом году в "Николаевские пруды" приехало меньше участников, чем в прошлом: тогда внушительная делегация российских спортсменов задала темп соревнования, обеспечив достойный зрелищный и соревновательный уровень. Поскольку в 2016 году RFC впервые проходил в Беларуси, нашим участникам многому приходилось учиться прямо по ходу боя, ведь здесь правила позволяют практически все: выходить из автомобиля прямо в секции, пользоваться лебедками, сенд-траками и т.д. Опять же лимит времени достаточно большой, чтобы можно было чуть ли не руками выкопать машину и финишировать. И даже если машина перевернулась, если есть за что зацепиться, то лебедкой можно снова поставить ее на колеса и, дав стечь маслу обратно в поддон, выехать из секции. В общем, "шоу должно продолжаться" - и правила RFC это позволяют!
Кстати, несмотря на то, что RFC появился в Беларуси недавно, здесь уже есть своя традиция. Главный "строитель" секций Алексей Маевский планирует сложность "взрослых" секций (для машин с каркасом) так, что отдельные препятствия проходятся на грани переворота. Малейшая ошибка - и лифтованный монстр уже лежит, и хорошо, если всего лишь на боку. После чего по новой традиции Алексей делает фото на фоне "жертвы"…
К счастью, в "Экстралайте" секции строит не Алексей, поэтому препятствия не такие сложные, рассчитанные на то, чтобы стандартный внедорожник мог преодолеть их без повреждений и поломок. Именно поэтому мы и рискнули принять участие в RFC Belarus 2017 на белоснежном Mitsubishi Pajero Sport. И были слегка удивлены появлению в нашей категории и лифтованных машин, и даже настоящих "котлет", кстати, тоже на базе Mitsubishi Pajero.
Впрочем, мы все равно ехали не на результат, а "факультативно". Вождение на результат подразумевает, что где-то можно и бампером приложиться, и по ямам скакать нужно гораздо быстрее, ведь главный показатель - время прохождения секции. Поэтому мы выбирали лишь те секции, где была точная уверенность, что Pajero Sport останется целым.
Потому что больше бояться не за что. Пусть у нас обычные шины, мгновенно "замыливающиеся" на глине, зато есть Super Select, очень эффективная "антипробуксовка" и на крайний случай принудительная блокировка заднего дифференциала. Правда, как выяснилось, режим движения лучше выбирать заранее, потому что включение задней блокировки занимает довольно много времени.
Кстати, за сохранность бамперов можно было так не переживать. Передний ни разу ни соприкоснулся с песком, легкий контакт был только у металлической защиты картера двигателя. А сзади… Всю жизнь в своих тест-драйвах я писал, что запасное колесо под задним бампером ограничивает геометрическую проходимость, уменьшая угол съезда, но теперь понял: съезжая в канаву, я буду гораздо больше рад услышать шуршание "запаски" по песку, чем треск заднего бампера…
Что касается других проблем, то одной из главных стала… внешность Pajero Sport! Стилистика дизайна плюс сходство с кроссоверами Mitsubishi приводит к тому, что нашего сурового "проходимца" поначалу никто не воспринимал всерьез. Даже те, кто более-менее "в теме", начинали с вопроса: "А у него хоть "понижайка" есть?" Есть, конечно, и рама, и задний зависимый мост, и Super Select, и коробка - не какой-нибудь там вариатор или "робот", а классический 8-диапазонный "автомат". По мере перечисления всего указанного я видел, как взгляд меняется на уважительный: мол, есть еще "настоящие" машины. А после того как я показывал средний расход, никто не мог скрыть удивления: за 200 километров от Минска, в окрестности городка Круглое, мы приехали с расходом 6,8 литра! Правда, большая часть маршрута пришлась на М1, где мы ехали на круиз-контроле ровно 99 км/ч. Честно говоря, я и сам ожидал расход где-то на уровне 9-10 л, но без обгонов и постоянных ускорений удалось значительно сэкономить. Так что в этом плане Pajero Sport действительно больше кроссовер, чем внедорожник.
Так что в следующем году на RFC мы тоже наверняка поедем на Mitsubishi Pajero Sport. Ведь рамных внедорожников на рынке все меньше, и вряд ли за это время в Беларуси появится еще один дилер, настолько уверенный в способностях своих автомобилей. Однако хотелось бы "намекнуть" организаторам, что если уж категория называется "Экстралайт", то и автомобили в ней хотелось бы видеть соответствующие, полностью серийные, без доработок и уж тем более без модификаций кузова.
Официальный фотоальбом мероприятия
С результатами второго этапа RFC Belarus 2017 можно ознакомиться на сайте организаторов.
Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото автора и участников соревнований
ABW.BY