Найти тему

Как научитьребенка учиться самостоятельно: алгоритм действий для родителей

Оглавление

Научить учиться: что должен делать родитель, чтобы ребенок учился самостоятельно

Для начала рассмотрим общий алгоритм действий родителей.

Душевное равновесие

-2

Речь идет о душевном равновесии родителей. Согласитесь, приучение ребенка к самостоятельности - дело кропотливое и нелегкое, вы должны быть готовы к трудному и долгому пути. Ваша настойчивость и несдержанность могут стать причиной формирования у ребенка негативного отношения к учебе.

Позитивное отношение

-3

К тому времени, как вы решите начать учить ребенка учиться необходимо сформировать у него позитивное отношение к обучающему процессу. Здесь хорошо поможет совместное изучение материалов, выполнение заданий и т.д. При этом это не обязательно должно быть связано со школой: посещение музеев, совместное чтение познавательной литературы, совместный просмотр познавательных передач и фильмов, простые опыты и исследования в домашних условиях и т.д.

Определяем начало пути

-4

Следующий этап - выбор сферы, в которой ребенок может начать развивать свою самостоятельность. Тут многое зависит от возраста ребенка, для младших школьников начать следует с самостоятельного сбора портфеля, дальше уже ребенок учится записывать домашнее задание, выполнять его самостоятельно, следить за своей учебой и планировать дальнейшее обучение.

Определяем долю самостоятельности

-5

На этом этапе важно понять насколько вы сами готовы к тому, что все дела будут сделаны неидеально, так как после того, как ребенок получит свою долю самостоятельности вмешиваться в его дела уже крайне нежелательно. Настройтесь на то, что ребенок будет допускать ошибки или вообще забывать что-то сделать.

Оказывайте помощь

-6

Бывает, что ребенок сразу не в состоянии выполнить самостоятельно задание. Здесь необходима помощь родителя, но важно помнить: помочь, не значит сделать за ребенка. При совместном выполнении задания четко разделите зоны ответственности: что делаете вы, а что делает ребенок. Первоначально зона ответственности ребенка должна быть значительно меньше, чем у взрослого, со временем чаша весов должна перевесить в другую сторону.

Средства, которые могут помочь

-7

Существенную помощь для ребенка окажут внешние средства: план действий, списки, таймер, записки, напоминалки на телефоне и т.д.

Дайте право выбора

-8

Когда, с чего, где начать заниматься - позвольте ребенку решить это самостоятельно. Наличие выбора формирует ответственность и создает ощущение, что данное занятие навязано кем-то

Рабочее место

-9

В организации рабочего места ребенок должен принять непосредственное участие: выбрать тетради, канцтовары и т.д. Ребенок должен работать с теми предметами, которые ему нравятся.

Хвалите

-10

Каждый результат должен быть отмечен похвалой. При этом хвалить нужно не за все в целом, а за конкретное достижение.

Критика под запретом

-11

Промахи и ошибки не должны подвергаться критике, а должны обсуждать в спокойной атмосфере с подчеркиванием того, что что-то все-таки получилось хорошо. Обязательно вместе найдите причину неудачи и обсудите, как ее можно избежать.

Планируйте день

Рутинные дела у ребенка всегда должны пересекаться с легкими и приятными. Различные виды деятельности должны чередоваться.

Будьте гибкими

Лучше расстаньтесь со своей уверенностью в том, что вы знаете как надо. Дайте ребенку место для маневра в поисках наиболее комфортного для него способа решения поставленной задачи.

Четкость и последовательность

У ребенка должны быть четко установлены границы. Правила и ограничения ему просто необходимы. Договаривайтесь и следите за тем, чтобы все пункты договора выполнялись.

Еще раз о помощи

Если ребенок просит помочь, значит надо помочь, но не делать за ребенка, не давать прямой ответ на вопрос. Необходимо помочь ребенку думать, чтобы в будущем он мог сам выходить из сложных ситуаций.