Мне, конечно, хочется узнать о предках там, за границей 18 века! Но во Владимирском архиве таких документов нет, а Российский государственный архив древних актов – Терра инкогнито. Я общаюсь с ним несколько лет. Но пока никак не получается раздобыть требуемую информацию. То прислали часть заказа, но с такой скорописью, что и не прочтёшь, то вроде бы и нет необходимой деревни, то книга вроде и есть, в плохом физическом состоянии (ох, уж, эти ПФС!), то заказ пропал, надо его повторить (сейчас!), то… А село, возможно, и есть. Как-то ездила в Москву в РГАДА моя знакомая. Её интерес пересекался с моим на селе Лыково. И вот она рассказала, что село видела, однако, текст такой, что никак не прочтёшь. Никак не могу понять, почему в столь уважаемом архиве никто не может выполнить перевод заказного текста?
Итак, речь идёт о Ландратской переписи, а также о 1-ой и 2-ой ревизии.
Ландратская перепись, проводилась в нашей стране в 1716-1717 гг. с целью установления числа податных душ. 1-ая и 2-ая переписи были проведены с той же целью в 1718-24 гг. и в 1743-47 гг.
Итак, я пока застрял у первых двух ревизий.
Если вы помните, в первом рассказе я говорил, что отправил вначале почтой России (а позже – электронной) письмо в Государственный архив Тверской области о рождении бабушки по маминой линии на станции Бологое. Довольно скоро пришло ответное письмо с копией выписки из метрической книги. Я тогда ещё не знал, как надо писать запросы в архив. Поэтому мне пришло письмо без указания восприемников. В частности, было сказано, что «имеется запись о рождении …у вышневолоцкого мещанина Ивана Ивановича Романовского и законной жены его Параскевы Васильевны, оба православного вероисповедания, дочери Клавдии. Крещена 26 февраля». Ф.160, оп.16, д.715.
От бабушки мне было известно, что в их семье были две дочери старше её, одна моложе, и три брата также моложе. Мне также было известно, что бабушка вышла замуж в самом конце 19 века за Дембинского Иосифа Анастасьевича, дедушку по маминой линии. Значит, у меня был большой манёвр в поиске.
Я направил в Тверь несколько запросов – и о старших сестрах, и о бракосочетании бабушки и дедушки. Здесь возникла заминка, поскольку я не знал, в каком году родились сёстры. Если бабушка родилась в 1879 г., то я послал запрос на 1877-1879 гг. И не угадал! Послал ещё запрос в том же интервале – 1874-1876 гг. И опять не угадал! Но уже третьи запрос оказался точным – я просил посмотреть годы с 1869 по 1871. В ответе из ГАТО значилось, что в 1871 году родилась Ольга. Конечно, зная, что можно посылать запросы с охватом 5-летнего возраста, а также, что сотрудники архива могли и подсказать, как надо делать запрос, можно было значительно сэкономить время! Тем не менее, следующий мой запрос был исполнен по форме и касался 1872-1874 гг. Из Твери пришёл ответ, что в 1873 г. родилась Александра и указывались восприемники. Их было двое: «новгородский мещанин Николай Павлович Ефимов и Вышневолоцкой Емской Слободы (так в документе) крестьянка девица Александра Васильевна фамилия не указана)».
Заметно раньше я получил письмо о бракосочетании дедушки и бабушки по маминой линии. В нем, в частности, сказано, что «…1899 года…запись № 18 от 5 февраля о бракосочетании крестьянина Витебской губернии Люцинского уезда Посиньской волости деревни Рубанково Иосифа Анастафьевича (так в документе), 32 лет, римско-католического вероисповедания, первым браком, с дочерью вышневолоцкого мещанина Ивана Ивановича Романовского Клавдией, 20 лет, православного вероисповедания». Конечно, поручители ещё не были указаны в письме.
Я, конечно, знал и имя прадедушки и прабабушки по бабушкиной линии, и знал имя прадеда по дедовой линии. Знал и о Рубанково, расположенном в Посинской волости. Но теперь надо было попробовать углубиться в историю.
Попробовал написать в Тверь о свадьбе прадеда и прабабушке по бабушкиной линии благо был известен факт рождения старшей дочери. Спустя время пришёл ответ, в котором говорилось, что брак состоялся в г. Вышней Волочек 6 сентября 1870 г. между 25-летним Иваном Ивановичем Романовским и 19-летней девицей слободы Новая Линия Дорской волости Прасковьей Васильевной Калининой. «Свидетели со стороны жениха – Иван Дмитриевич Жданов; со стороны невесты – мещанин Алексей Иванович Яковлев».
Начал пробовать найти рождения Ивана Романовского. Если 1870 г. ему было 25 лет, то надо было искать где-то между 1845 и 1847 гг. Мне была известна Петропавловская церковь, где проходило бракосочетание. Но в Вышнем Волочке церквей было не одна и не две. Решил попытать счастья в Петропавловской церкви. Через какое-то время удалось. В 1846 г. в Петро -павловской церкви был рожден Иван у Ивана Ивановича Романовского, католического вероисповедания, и законной жены его Матроны Ефремовны, православного вероисповедания. Восприемниками при крещении были «рядовой военнорабочей роты №18 Прокопий Михайлович Руденко и волноотпущенного человека Никиты Павловича Соколова жена Мария Карповна».
Итак, выяснилось, что предком бабушки был поляк, военнорабочей роты №18 Романовский И.И. Дальнейшие изыскания показали следующее: в метрической книге от 1840 г. сказано: «Вышневолоцкой системы судоходства пионер Ян Романовский, 26 лет, католического вероисповедания, первым браком с девицей 20 лет, покойного Ефрема Григорьева Сорокина, Матроной Ефремовой». Поручители по жениху: «Ведомства путей сообщения рядовые: Иван Андреев Сабуров и Иван Григорьев Мельников». Пионер оказался термином, обозначающим солдата, занимающегося возведением земляных укреплений, копанием рвов, постановкой мостов, уравнением дорог и тому подобное. Позже при рождении первого сына Ян назван рядовым. Из Российского государственного исторического архива пришёл ответ, где названо имя Иоахима (Яна) Егоровича (Ежи) Романовского и указано место его рождения. Я нашёл название польского архива, где могли быть метрические книги. Послал три запроса. Наконец, пришёл ответ на-польском, в котором утверждается, что найти такого адреса не представляется возможным. Они ссылаются на то, что в Литве (куда, возможно, относилась эта местность) метрические записи не велись! Я стал интересоваться у поляков, которые есть на ВГД-форуме. Мне был прислан подбор населённых пунктов из Кальварийского уезда из которого следует, что похожих местностей нет! Дважды посылал запрос в Государственный исторический архив Литвы. Наконец, пришёл ответ, из которого стало ясно, что место рождения прапрапрадеда «д. Сувалкеляй, которая относилась к Кальварийскому уезду», причем в истории Сувалки (Сувалкеляй) относились к Польше, а Кальвария - к Литве.
Итак, опять тупик!
;L�[�c�)