Как менялись вкусы владельцев элитных квартир и почему «дворцовая роскошь» больше не в моде
С начала 2000-х годов представления об интерьере дорогой недвижимости изменились до неузнаваемости. Балдахины и люстры с позолотой постепенно покидают жильё обеспеченных владельцев. Дизайнеры и специалисты по недвижимости рассказали N1.RU, как меняется мода в дизайне элитных квартир.
Желание продемонстрировать свои финансовые возможности зачастую приводит к карикатурным интерьерам, больше похожим на склад дорогой мебели или на театральный реквизит. Однако с начала 2000-х вкусы покупателей элитной недвижимости претерпели значительные изменения.
«Просматривая журналы двухтысячных, заметно, как изменился взгляд на элитные интерьеры за прошедшие годы. Первые проекты архитекторов, работающих над дорогими квартирами, поражают огромным количеством радиусных стен, замысловатостью планировок. Специалисты хотели поразить неискушённого заказчика размахом своей фантазии. Поскольку фотографической визуализации в то время не было, окончательный результат оформления можно было увидеть только после завершения работ. Проекты получались насыщенными множеством деталей и многослойными конструкциями из гипсокартона. Стоили они недёшево, но не всегда отличались хорошим вкусом», — говорит руководитель дизайн-студии Елена Карельская.
Чего хотят покупатели?
Многие варианты квартир с дорогим дизайнерским ремонтом продаются годами. Одна из возможных причин — не каждый покупатель, располагающий достаточным бюджетом, хочет жить в чужих фантазиях. «В первую очередь покупателей интересует комфорт. Планировка квартиры должна быть просторной и удобной, кухня — не менее 15 квадратных метров. В приоритете — панорамное остекление и высокие потолки. Даже дорогой и качественный ремонт со временем устаревает. Многие покупатели готовы купить квартиру без ремонта, чтобы обустроить её на свой вкус», — комментирует Елена Обухова, риелтор агентства недвижимости «Грановит».
Также состоятельных покупателей интересуют расположение дома и инфраструктура района. Близость к метро, охраняемая территория, большая детская площадка, тёплый паркинг, удобные входные группы — всё это принимается во внимание и является дополнительным стимулом к покупке, добавляют специалисты «Грановита».
На спрос не в последнюю очередь влияет и экономическая обстановка. «Планируя приобрести недвижимость, даже люди с высоким уровнем достатка сегодня, как правило, ищут варианты с хорошим дисконтом. Продавец вынужден идти на уступки, цену может понизить на несколько миллионов. Дорогие квартиры сейчас активно выставляют те собственники, чей уровень дохода значительно снизился. Комфортабельную квартиру хотят продать, чтобы полностью или частично рассчитаться по ипотечному кредиту», — подчёркивает Александр Зверев, руководитель офиса агентства недвижимости «Жилфонд».
Стили и функциональность
Главный фаворит прошлого — стиль дворцового барокко, больше напоминающий декорации для съемок исторического кино, сдаёт позиции.
«Ушли в прошлое лепнина, золочёные люстры, массивная мебель и камины в стиле ампир. Потеряли свою актуальность японский и восточный стили. Всё популярнее минимализм со встроенными шкафами и обилием свободного пространства. Также востребовано наличие небольшого бассейна, фитнес-зала», — перечисляет Ирина Иванисова, риелтор агентства недвижимости «Грановит».
С последним наблюдением согласен и Алексей Зыков, генеральный директор компании «Цари Спарты». «Обычные комнаты стали превращаться в домашние офисы, гардеробные и спортивные залы. Одним из главных столичных трендов сегодня является использование спортивного оборудования в частных домах. Если раньше владельцы домов предпочитали ставить в комнате два-три тренажёра, то сегодня в спортивной комнате устанавливается максимально возможный комплект оборудования. К примеру, одна заказчица превратила мансарду в детскую и установила здесь скалодром начального уровня. Спортивно-развлекательные зоны дома — заметный тренд, в ближайшие годы он появится и в регионах», — считает эксперт.
Что касается отделочных материалов, то на рынке за последние 15 лет произошла революция, и нынешние покупатели выбирают более практичные материалы: стекло, бетон, металл. «Раньше были популярны всевозможные обои, шелкография. Сейчас для декоративной отделки используют краски, штукатурки. Особое внимание уделяется не только декору, но и функциональности жилья. Очень популярна система «умный дом», — поясняет Александр Зверев.
Практически все опрошенные нами эксперты подчёркивают актуальность больших окон, обилия естественного освещения, создающего ощущение простора. «Очень популярны окна, стеклянные перегородки с заливными витражами. Применение витражей позволяет организовать пространство в определённом стиле, например ар-деко. Витражные изделия часто применяют в детских комнатах. Всё чаще заказчики выбирают цветной профиль и окна нестандартной формы. Основная тенденция в дорогой недвижимости — панорамное остекление на основе алюминиевых профильных систем», — уточняет Александр Безуглый, руководитель отдела маркетинга компании «Динал».
В большинстве случаев люди хотят видеть своё жильё удобным, светлым и просторным. «Частично смена парадигмы в дизайне дорогих квартир связана с формированием вкуса, пониманием того, что эстетика рождается в умеренности, а не чрезмерности. С другой стороны, всё больше клиентов доверяются своим дизайнерам, которые стремятся реализовывать в проектах современные тренды. Также стоит выделить и тот факт, что сама финансовая элита обновляется, и её сменяют представители нового поколения», — рассуждает Денис Алябушев, компания KARAT.
Среди популярных на сегодняшний день стилей эксперты в первую очередь называют лофт и минимализм. «Стилевые предпочтения обеспеченных заказчиков тяготеют к сдержанной классике, хай-теку и стилю фьюжн. Дорогие интерьеры изменились в сторону умеренной, но стильной американской классики. Однако «дворцовый» стиль пока ещё распространен. Золото, дорогие антикварные предметы мебели, бархат, натуральный камень и дерево по-прежнему в моде. В России принято поражать размахом во всём, и интерьеры не исключение. Важно отметить, что выбор дизайнера — пожалуй, ключевой параметр в создании цельного образа интерьера. Можно потратить огромное количество денег на предметы интерьера, но если отсутствует продуманная организация пространства, есть риск заблудиться в собственном доме», — резюмирует Елена Карельская.