Найти тему

FT: Интернет вещей на службе авиации

Источник: FT

Роберт Райт

Реактивные двигатели пассажирских и грузовых самолетов могут показаться антитезой к цифровой экономике. Сложные и дорогие, они работают на старом добром высокооктановом авиационном бензине. Однако забота производителей двигателей об улучшении их безопасности и  надежности привела их к тому, что они стали пионерами в технологии интернета вещей. Они подсоединили индустриальные системы к электронике, чтобы получать детальные отчеты о работе своих двигателей.

Двадцать лет назад Rolls-Royce представил свой продукт Total Care, частью которого стало обслуживание клиентов с помощью информации, получаемой от цифровых сенсоров. В результате Rolls-Royce и его конкуренты, такие как Pratt & Whitney, теперь знают больше чем кто-либо о вызовах и возможностях, которые предоставляет интернет вещей. Другие отрасли могут учиться у них внедрению более технологического подхода.

Главная проблема здесь – фильтрование огромного количества информации, поставляемой сенсорами, чтобы распознать серьезную проблему и отсеять незначимые сигналы. Такой анализ дает шанс повысить эффективность и надежность, а также оптимизировать затраты и улучшить разработку.  Используя эту информацию, производители могут предложить клиентам более прогнозируемое обслуживание.

-2

Эндрю Чарльтон, авиационный консультант из Женевы, говорит, что обслуживающий персонал обычно замечает проблему во время полета и может подготовиться к ремонту даже еще до того, как самолет приземлился, сокращая задержку и увеличивая готовность воздушного судна к полетам.

«Возможность заранее осуществить необходимое обслуживание на таких самолетах во время их стоянки сулит огромную выгоду, - говорит Чарльтон. – Чем больше вы знаете о проблемной детали, тем быстрее вы можете починить ее и поставить обратно на самолет».

Схожий подход сейчас начинает применяться всюду в транспортной отрасли. Около 100 поездов, сделанных немецким Siemens, от скоростных поездов в России до электрических локомотивов в США, используют разработанную в этой компании цифровую систему Railigent. Она помогает избежать неожиданного простоя поездов из-за поломок благодаря отслеживанию информации с их сенсоров.

Ева Азулэй, вице-президент по обслуживанию двигателей в Pratt & Whitney, говорит, что те, кто собирается внедрять эту технологию должны оценить ее “потребительскую ценность”. Самолет и двигатель – очень дорогое оборудование, замечает она. “Вы хотите быть уверенны, что получаете от них максимальную отдачу”.

Цифровые сенсоры отслеживают температуру, расход топлива, поток воздуха и давление, вместе эти данные дают представление о исправности авиадвигателя.

Том Палмер, главный вице-президент по обслуживанию в Rolls-Royce, говорит, что компания расширила свое предложение, когда начала продавать двигатели вместе с сервисным соглашением Power by the Hour (“В строй за час”). По нему Rolls-Royce берет на себя ежедневное обслуживание двигателя, используя сенсоры для обнаружения проблем.

«Мы берем на себя ответственность ровно за ту сферу, в которой наши клиенты подвергаются наибольшему риску. Это значительно увеличивает надежность. – говорит Палмер. -  Нам же это позволяет получать данные от клиентов и использовать эту информацию для обслуживания двигателей».

Инженеры обычно обслуживают двигатели после определенного количества часов их использования, но теперь они могут вмешаться ровно тогда, когда это необходимо.

«Идея в том, что вы видите проблему в самом начале и можете получить доступ к самолету и совершить ограниченный набор действий, который поможет двигателю оставаться исправным и продолжать летать, чего собственно и хотят наши клиенты», - говорит Азулэй из Pratt & Whitney.

-3

Возможности мониторинга в режиме реального времени увеличились благодаря как быстрому росту числа сенсоров, так и возможности собирать информацию на более регулярной основе. По словам Азулэй, в последнем двигателе ее компании,  PW1000G, на 40% больше сенсоров, чем в V2500, который начал обслуживаться в 2008 году. А данные о работе двигателей, которые раньше посылались дважды за полет, теперь могут передаваться каждые 2,5 секунды.

По словам Палмера из Rolls-Royce, компания отчасти использует полученные данные, чтобы помочь клиентам улучшить пользование ее продуктами. Она советует им, как минимизировать расход топлива или снизить риск отказа оборудования. «Сейчас мы движемся к тому, чтобы быть гораздо более сосредоточенными на заботах наших клиентов, которые можно сформулировать в вопросе: «Вылетит ли наш самолет вовремя?», - замечает Палмер.

По словам Азулэй, увеличение сбора данных оказалось неоценимым при исправлении проблем с моделью PW1000G, с задержками которой были связаны отсрочки поставок  самолетов Bombardier серии C. «Мы смогли быстро понять причину отказов и сделать технические изменения за очень короткие сроки», - говорит она.

Оба производителя подчеркивают, что роль инженеров остается жизненно важной. По словам Rolls-Royce, именно инженеры отсеивают наиболее важную для клиента информацию; компания никогда не позволяет компьютеру коммуницировать с клиентом напрямую.

По словам Азулэй, анализ инженеров после отказа – это критически важная часть мониторинга: «Мы смотрим на все полученные данные, чтобы увидеть, могли ли мы предсказать это. Ведь если мы обнаружим элементы, которые позволят нам предсказать проблему, в будущем мы сможем начать искать их в получаемых данных».

Анализ – это часть непрерывного улучшения, которое приносит мониторинг в режиме реального времени в бизнес авиадвигателестроения. Производители также предлагают дооборудование старых двигателей системами анализа в режиме реального времени.

Тем временем, новое программное обеспечение, которое будет снижать вероятность проблем, должно еще больше увеличить возможности системы. «Автоматизируя обслуживание, мы можем позволить клиентам лучше использовать наш продукт», - замечает Азулэй из Pratt & Whitney.