У нее были какие-то особенные приемы для сохранения красоты?
Мария Рива, дочь Марлен:
"Нет, их она не знала. Это было действительно ужасно. Никакого крема, никаких гимнастических упражнений, никакой зарядки по утрам, никакой диеты. Боже мой, она ела холодные венские колбаски ! И квашеную капусту. Она делала сумасшедшие вещи, и мир её обожал".
Самые влиятельные мужчины мира были безответно в нее влюблены. Она еще при жизни стала символом роковой власти женских чар над мужским племенем. Непроницаемая, ледяная Frau, длинноногая Венера, femme fatale – все это пресса о Марлен Дитрих.
Мария Рива:
"Я вспоминаю рождество в ресторане, мне было лет семнадцать, это было благотворительное мероприятие в Отель Паласе ( Hotel Palace ). Там были Ноэль Ковард ( Noel Coward ), Элизабет Тэйлор ( Elizabeth Taylor ), Ричард Бертон Richard Burton ): четыреста человек в баре. Все разговаривают, пьют. Вдруг открывается дверь в самом конце помещения, она ступает ногой в зал, воцаряется гробовое молчание. Никто не объявлял о ее приходе, она просто вошла: мертвая тишина. Идет по залу, толпа расступается, Гюнтер Закс ( Gunter Sachs ) отцепляется от Бриджит Бордо, она подходит к Ноэлю Коварду, который вздыхает, глядя на нее: Мар-лен-ах! Она протягивает ему руку. Все облегченно вздыхают, начинают двигаться, продолжают беседовать. Ее влияние не поддавалось никаким описаниям".
Петер Рива, внук:
"И мир относился к ней тоже серьезно. Однажды я взял трубку, звонила Нэнси Рейган, а через два дня они покинули Белый Дом. Она сказала, Ронни так счастлив: последний телефонный разговор, который он вел из Белого Дома, был с Марлен. Сильнейший человек мира последний раз разговаривал по телефону в своей должности с моей бабушкой. А когда Горбачев вернулся из заточения, то первым человеком, которому он позвонил, была Марлен".
Зачем вы написали такую жестокую книгу о вашей матери?
Вы писали о невидимых корсетах, скрывающих ее обвисшую грудь, о ее привычке вызывать рвоту после еды, о её мужчинах?
"Нужно же знать, что не всегда правда то, что видишь. Она просто считала своей обязанностью быть совершенством. Дитрих создал режиссер Штернберг, она согласилась на эту роль. По своей собственной легенде она должна была быть всегда совершенной".
Почему сегодня о Марлен? Потому что шестое мая - день ее смерти. И ещё потому, что нет ничего интереснее рисунка человеческих судеб, особенно таких судеб.
Все начиналось не так просто и гладко. До фееричного появления в фильме режиссера Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел» (1930) Марлен приняла участие во многих проходных фильмах и театральных постановках, порой скандально-вызывающих эстрадных ревю, в рекламе одежды и белья. Но только роль роковой соблазнительницы, певички кабаре Лолы в «Голубом ангеле», сыгранная Дитрих с покоряющей смелостью и свободой, принесла ей мировую известность и стала пропуском в Голливуд, куда она и уехала в 1930 году.
Там Дитрих снималась в экзотических фильмах фон Штернберга «Марокко» (1930), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932), «Красная императрица» (1934), «Дьявол - это женщина» (1935).
В амплуа «женщина-вамп» она быстро стала одной из самых популярных звезд американского кино 1930-х годов. Она прославилась и своими бесчисленными романами со звездами всех континентов - актерами, генералами, писателями, в том числе с Жаном Габеном и Эрихом Мария Ремарком. Особое очарование актрисе придавал ее хрипловатый и томный голос. Хемингуэй сказал однажды, что даже если бы у Марлен остался один только голос, она бы и тогда разбила бы вам сердце. В 1937 году Дитрих приняла американское гражданство.
Адольф Гитлер, горячий ее поклонник, хотел, чтобы актриса вернулась в Германию. Но даже Рудольф Гесс, тайно встретившийся с Марлен, не сумел уговорить Дитрих переехать в Германию. В 1939-1945 годы она принимала активное участие в антифашистской пропаганде, выступала как певица перед американскими солдатами. Роль отважной женщины-антифашистки и певицы-патриотки, выступающей перед солдатами в перерывах между боями и не раз под пулями, только добавила славы к ее звездному имени. Рейхсминистр пропаганды Геббельс объявил Дитрих радиовойну. Медаль Конгресса и орден Почетного легиона были признанием ее заслуг.
Она играла в фильмах таких известных режиссеров, как Эрнст Любич («Ангел», 1937), Рене Клер («Пламя нового Орлеана», 1941), Альфред Хичкок («Боязнь сцены», 1950). Когда актриса не снималась, она выступала на эстраде. Пела на трех языках. Ее концерты с огромным успехом проходили в Париже, Лондоне, Лас-Вегасе, Копенгагене, Иерусалиме, Москве, Ленинграде, Сиднее, Буэнос-Айресе и в послевоенной Германии.
Мистическую красоту Марлен Дитрих воспевали Кокто и Ремарк. Она была музой для таких легенд кинематографа, как Джозеф фон Штернберг и Орсон Уэллс. Самые влиятельные мужчины мира были безответно в нее влюблены. Она еще при жизни стала символом роковой власти женских чар над мужским племенем. Непроницаемая, ледяная Frau, длинноногая Венера, femme fatale – все это пресса о Марлен Дитрих.
Последний полнометражный фильм был уже о ней самой - документальный. Каннский фестиваль 1992 года был посвящен Марлен Дитрих, город был украшен портретами актрисы. Она умерла 6 мая 1992 года в Париже, во время фестиваля в свою честь. Похоронили Марлен в Берлине, рядом с матерью.
Последние годы своей жизни она провела в добровольном заточении в своей квартире. Массы решили, что великая боится показать свои морщины, но дочь Марлен всегда говорила, что мама просто устала, ей хотелось наконец покоя, а на мнение окружающих ей было всегда глубоко плевать.