Найти тему
IronHorse

Как устроены «роботы»

Сегодня сложно кого-то удивить словосочетанием «автоматическая коробка передач», ведь аналоги современных «автоматов» появились еще во времена Ford T. При этом к роботизированным трансмиссиям многие до сих пор относятся с недоверием и опаской. Сейчас попытаемся разобраться в их устройстве.

Однако прежде чем начать знакомство с «роботом», нужно вспомнить, как устроена обычная механическая коробка передач.

МКПП, в первую очередь, состоит из двух валов – первичного (на который передается крутящий момент двигателя) и вторичного (с которого этот момент распределяется по колесам).
Оба вала комплектуются шестернями, попарно находящимися в зацеплении. Но если к первичному валу шестерни крепятся жестко, то на вторичном они могут свободно вращаться. В нейтральном положении рычага коробки передач каждая вторичная шестерня прокручивается на валу свободно, в связи с чем крутящий момент не доходит до ведущей оси. При нажатии на педаль сцепления первичный вал теряет зацеп с силовым агрегатом, а при переводе ручки КПП на вторичном валу начинают перемещаться синхронизаторы. Затем вторичная шестерня нужной передачи жестко блокируется на валу муфтой синхронизатора. Когда педаль сцепления возвращается в свое первоначальное положение, крутящий момент с необходимым коэффициентом поступает на вторичный вал, а с него – на главную передачу и непосредственно на колеса.

Роботизированная коробка передач работает по такому же принципу, что и стандартная «механика». Есть только один нюанс – смыкание и размыкание сцепления, как, собственно, и выбор передач, в данном случае происходит с помощью актуаторов. Чаще всего это шаговый электрический двигатель, оснащенный редуктором и исполнительным механизмом. Для управления актуаторами используется электронный блок.

Когда включен автоматический режим, переключение передач происходит по команде бортового компьютера – с учетом скорости передвижения, оборотов мотора, а также данных с ESP, ABS и прочих систем. В ручном режиме переключения осуществляются самим водителем, который может использовать селектор КПП или расположенные под рулем лепестки.

Главная проблема роботизированных трансмиссий заключается в отсутствии обратной связи по сцеплению. Чувствуя, что диски смыкаются, человек может следить за скоростью и плавностью переключения. Что касается электроники, то она перестраховывается: чтобы не было рывков и сохранялось сцепление, «робот» при переключении вынужден надолго разрывать поток крутящего момента от мотора к колесам автомобиля.

В начале 1980-х годов появилась коробка передач с двумя сцеплениями – DCT (Dual Clutch Transmission). Это стало настоящей инновацией в автомобилестроении. Одной из таких трансмиссий является 6-ступенчатый «робот» DSG, разработанный специалистами концерна Volkswagen. Немецкий вариант имеет два вторичных вала, на которых расположены ведомые шестерни и синхронизаторы – как у 6-скоростной механической коробки, устанавливаемой на модель Golf. Но самое интересное, что первичных валов у него тоже два. Они вставлены друг в друга по принципу матрешки и связаны с двигателем путем отдельного многодискового сцепления. К внешнему первичному валу крепятся шестерни парных передач, а к внутреннему – непарных и заднего хода. Электроника в автоматическом режиме подготавливает следующую передачу и в нужный момент ее включает. В это же время подготавливается следующая передача, но уже на другом валу.

При смене передач происходит минимальный по времени разрыв потока крутящего момента.

-2

Например современная роботизированная КПП, которая установлена на серийном Volkswagen Golf, переключается всего за 8 мс. Для осознания прогресса в этом плане – у секвентальной коробки передач спуперкаров Ferrari прошлого десятилетия на это уходило 150 мс!

-3

Коробки, оборудованные двойным сцеплением, являются более экономичными и быстрыми (чем стандартные механические трансмиссии), а также более комфортными (в сравнении с «обычными автоматами»).

Но у них есть и недостатки, основной из которых – большая стоимость.

Другая проблема, связанная с неспособностью передавать высокий крутящий момент, была решена с появлением DSG от Ricardo на 1000-сильном гиперкаре Bugatti Veyron.

На данный момент коробками DCT комплектуются автомобили марок BMW, Mitsubishi, Fiat и Ford. Этот тип трансмиссий признали даже инженеры Porsche (которые пользуются только проверенными технологиями).

По мнению экспертов, в ближайшей перспективе самыми распространенными будут автомобили с вариаторами и «роботами» DCT.

-4