На самом деле идеального чек-листа для технического аудита сайта не существует. Каждый сайт уникален по-своему, даже два магазина в одной нише могут иметь различную структуру (например, на одном есть блог, на другом его нет ).
Именно поэтому здесь не будет четкого руководства, здесь будут основные моменты, на которые стоит обратить внимание и общее определение понятия "Технический аудит".
Давайте говорить обо всем по-порядку, чтобы не возникало путаницы. Возможно кто-то не совсем понимает, что такое технический аудит, зачем он нужен и когда его необходимо проводить.
Когда? Что? Зачем?
1. Технический аудит необходимо проводить еще на этапе создания сайта, а лучше до создания сайта – в момент составления ТЗ! Именно это даст возможность избежать 90% технических ошибок (при грамотном подходе). Соответственно сохранит бюджет, так как не придется тратить деньги на выявление ошибок и дальнейшее техническое исправление (типа оптимизации изображений). В прочем, если этого не было сделано и вы вообще не слышали ничего о техническом аудите, стоит провести его, как можно скорее, и периодически повторять (в зависимости от того, как часто вы что-то меняете на сайте – добавляете новые возможности, типовые страницы и т.д.).
2. Технический аудит – это ряд проверок вашего сайта специалистом (или собственноручно при наличии хотя бы минимального опыта и понимания процесса) на ошибки, связанные с появлением дублей, ошибками в коде, долгой скоростью загрузки страниц и так далее. Выполняется он при помощи определенного набора программ (см. ниже) и частично вручную.
В общем – это процесс выявления технических проблем, которые так или иначе могут повлиять на ранжирование в ПС или помешать пользователю совершить определенное действие на сайте.
3. Причин для технического аудита может быть масса: от низкого ранжирования сайта, до низкой конверсии сайта (из-за того, что нет мобильной версии или же сайт долго загружается). Раньше на SEO эти факторы влияли не так сильно, как сейчас, поэтому теперь стоит обращать на них свое внимание.
Самое важное при техническом аудите (мини чек-лист)
1. Проверить наличие мобильной версии сайта (адаптив или отдельная мобильная версия на поддомене + должна проходить валидаторы Google и Яндекса).
2. Скорость загрузки сайта (Google Pagespeed, сторонние сервисы, показывающие скорость загрузки сайта в секундах).
3. Склейка зеркал (www на без, http на https и другие стандартные косяки).
4. Кроссбраузерноть сайта (можно по метрике глянуть, с каких браузеров смотрит ваш сайт 90% посетителей и хотя бы по ним прочекать).
5. Проверка сайта на технические дубли (анализ индекса поисковых систем => выявление технических дублей).
Дополнительно
Обратите свое внимание на то, чтобы аптайм вашего хостинга/сервера был 99%+ (в идеале 99,9%), а также настройте https протокол – это бонус для Гугла и в будущем не придется переживать по этому поводу.
Программы и сервисы
SEO, как и любая другая перспективная область не стоит на одном месте, многие задачи автоматизируются. Пока вы вручную смотрите на визуальное состояние сайта, выборочно проверяете типовые страницы, они делают за вас остальную рутинную работу.
1. Адекватный парсер – Screaming Frog SEO Spider, WebSiteAuditor, Netpeak Spider (вариантов с каждым днем все больше, лучше иметь парочку для разных целей).
2. Google PageSpeed и сервис на подобии pingdom/gtmetrix.com – для определения скорости загрузки сайта и его ускорения.
3. Google Mobile Friendly и Проверка мобильных страниц в Я.Вебмастере – для проверки мобильной версии и ее удобства.
4. browsershots – с его помощью бесплатно можно проверить кроссбраузерность (но долго, поэтому вручную выбирайте список браузеров, актуальный для проекта).
5. Ну и онлайн сервисы, типа pr-cy, sbup и т.д., для общей проверки сайта (иногда показывает очевидные ошибки, которые можно пропустить; можно сравнить количество страниц в индексе обеих ПС и тому подобные базовые вещи).
В целом список софта у каждого специалиста заточен под его потребности. Я назвал то, что может подойти не только новичкам, но и практикующим спецам.
Движок сайта
Помимо перечисленных выше моментов, многое зависит и от движка сайта.
CMS система
Большинство сайтов сейчас создается на популярных CMS (Wordpress, Joomla, DLE, MODx и другие).
Если у вас именно такой проект, который базируется на какой-то из систем управления сайтом – для начала стоит изучить документацию по ней и просмотреть популярные темы на самых крупных форумах. Скорее всего явные косяки по SEO и технической части будут названы, и вы сможете их быстро устранить.
Также можно нанять профильного специалиста для базовой технической настройки CMS, если у вас нет времени разбираться или же нет особого желания вникать в такие подробности.
Самописный движок
В таком случае скорее всего в команде должен быть программист, который его и разработал (или участвовал в разработке). Иначе будет ДОРОГО, а порой и ДОЛГО.
Перед созданием самописного сайта (обычно это серьезные проекты) необходимо заранее позаботиться о правильной технической части с точки зрения SEO и пользователя – об этом я уже говорил в начале статьи, поэтому не буду углубляться.
Советы
К сожалению, не все технические проблемы сайта можно выявить с помощью рекомендаций приведенных выше или же в других статьях. Однако минимум 20% (которые дают те самые 80% результата), можно найти самостоятельно – конечно же, если есть желание и время! В общем на начальном этапе вашего проекта не стоит "вылизывать" техническую часть, особенно, когда ресурсы ограничены. Этой статьи будет достаточно, чтобы дать проекту хороший старт, а через полгода - год, в зависимости от скорости развития, закажите профессиональный аудит. Или же станьте к этому времени специалистом-новичком (общаясь на форумах, читая книги) и сами проведите полноценный технический аудит – уверен, найдете кучу мелких ошибок.
И еще один совет – сразу загружайте на сайт сжатые фото, это позволит не только сэкономить место на хостинге, но и увеличить скорость загрузки вашего сайта, используйте сервис tinypng или другие аналоги.
Выводы
На этом статья подходит к концу, надеюсь вопросов касательно технического аудита сайта стало меньше. Отмечу, что обращать внимание на техническую сторону стоит все больше и больше, так как именно за счет грамотной технической оптимизации можно и нужно обгонять конкурентов, ведь заполненными мета-тегами, контентом и ссылками уже никого не удивишь, SEO смещается в сторону мелочей – это факт!
P.S. Всем спасибо за то, что дочитали эту статью до конца, пишите свои пожелания и вопросы пишите мне (telegram), статья написана специально для моего авторского канала – Уставший сеошник .