Найти тему
Дзен для авторов

Как научиться писать новости так, чтобы потом не было стыдно

Оглавление

Создание качественного новостного текста и «просто текста» на свободную тему – два совершенно разных процесса. Кажется, что написать новость гораздо проще – можно лишь сообщить о том, что произошло. В результате мы видим поток однообразных новостных заметок, авторы которых не всегда задаются вопросом – а что все-таки происходит и каковы последствия этого события?

Можно выделить достаточно четкие правила, которые сделают ваш текст интересным и читаемым. Речь идет о текстах, которые претендуют на чуть большее, чем просто сообщение новостного агентства. Новостники работают быстро и могут себе позволить просто процитировать того или иного ньюсмейкера.

Правило первое: новость is a king

Правило от Капитана Очевидность: в новостном тексте главное – сама новость. То есть не стоит начинать статью, описывая события от сотворения мира. Заголовок и первый абзац текста должны быть посвящены произошедшему событию.

Если Папа Римский приехал в Москву, то первым делом рассказываем об этом событии и сопровождающих обстоятельствах. Биографию папы и другие интересные подробности можно опустить или оставить для элементов, сопровождающих текст.

Правило второе: погрузите новость в контекст

Читатель далеко не всегда оперативно отслеживает новости. Поэтому погружайте его в контекст происходящего. Например, в новости про планирующийся визит Папы Римского в Москву (его, к слову, еще не было) вторым абзацем стоит написать, что Папа еще никогда не приезжал в Россию из-за разногласий между католической и православной церквями. Но в этот раз все-таки приедет, потому что...

Если вы любите историю, то можете, конечно, рассказать читателю про раскол христианской церкви. Но все же это лучше делать отдельно – например, в сопровождающих текст элементах. А можно просто дать ссылку на Википедию или другие источники. Лучше не перегружать новостную статью лишними подробностями: один текст – одна история.

Стоит ли говорить о роли фотографий и видеороликов: они могут быть ценнее самого текста.

Правило третье: объясните, что все это значит

Читатель обычно хочет знать, каковы причины и последствия произошедшего события. Этого можно добиться несколькими способами: опросить участников события, привести мнения экспертов, написать собственное мнение (это лучше делать, если хорошо разбираетесь в вопросе).

Опрос участников скорее обязателен, экспертов – в том случае, если они действительно что-то объясняют. То есть комментарий вроде «последствия этого визита предсказать сложно, время покажет» лучше не публиковать ввиду его полной бессмысленности.

Правило четвертое: объясняйте непонятное

Помните, читатель не обязан знать все подробности темы, о которой вы пишете. Он может плохо понимать, что такое биткойн или блокчейн и не знать, чем отличается кот Шредингера от его собственного домашнего любимца.

Поэтому объясняйте специальные термины, рассказывайте об упомянутых в статье людях и чем они отличились в контексте описываемого события.

Правило пятое: переводите с чиновничьего на русский

Многие авторы грешат тем, что слово в слово повторяют слова чиновников и содержание официальных документах. Часто это бывает необходимо, но не стоит ограничиваться только этим. Сделайте прямую цитату чиновника или фрагмента документа, но затем объясните понятным языком, что имеется ввиду.

Бюрократический язык и нормальный русский язык – это два разных языка, обязательно требуется перевод! Иначе читатель получит зубодробительный текст, при чтении которого теряется смысл.

Логика и ясность изложения – важные составляющие новостного текста.

Избегайте пассивного залога, который так любят чиновники! «Предлагается внести законопроект», «рассматривается нами», «это делается в заявленные сроки» и так далее. Всегда указывайте, кто конкретно предлагает и рассматривает. Иначе у читателя создается впечатление, что за это никто ответственности не несет.

Правило шестое: находите важное в информационном потоке

Когда происходит важное событие, ленты новостей переполнены однообразными текстами с похожими заголовками. Старайтесь найти в общем потоке то, что по-настоящему важно, а не то, что вам хотят навязать ньюсмейкеры.

Например, если депутат рассказывает о новом законопроекте, поговорите с теми, кого он коснется – можете узнать много интересного. В том числе и о том, кто и с какой целью мог пролоббировать этот проект. Это знание может стать отдельным новостным поводом и источником еще нескольких материалов.

Читайте документы и слушайте внимательно: может оказаться, что за словами о благе для народа и заботе о детях кроются конкретные коммерческие интересы. Вашему читателю будет интересно об этом узнать.

Правило седьмое по счету, но не по важности: проверяйте информацию

Печально, но факт: даже крупные медиа делают это не всегда. Многие авторы слишком доверяют одному источнику информации или просто перепечатывают без проверки чужие статьи.

Если ваш текст основан не на официальном заявлении и вы хотите, чтобы ваш читатель вам доверял, потратьте время и свяжитесь с участниками событий или близкими к ним людьми. Как минимум вы будете уверены в том, что написали правду. В качестве бонуса можете получить интересные и эксклюзивные детали.

Правило восьмое: заголовок должен отражать содержание текста

Это универсальное правило не только для новостной заметки. Старайтесь сделать так, чтобы заголовок, будучи привлекательным для пользователя, все-таки отражал суть того, что вы хотите до него донести.

Искажение смысле в заголовке (кликбейт) привлечет читателя, но его несоответствие тексту может его разочаровать, и доверие к вам как автору или медиа будет потеряно.