Найти в Дзене
Дрифт-журнал Autoprofi Team

Как выбрать масло для АКПП (ATF)

Основные критерии подбора жидкости для автомата и рекомендации по маркам автомобиля.

Шестерни автоматической трансмиссии
Шестерни автоматической трансмиссии

ATF расшифровывается как Automatic Transmission Fluid — маловязкая жидкость для автоматической трансмиссии. Называть ее маслом совершенно не верно, но в среде автолюбителей такое самоназвание уже прижилось, и от него никуда не деться. Второе частое название АТФ — трансмиссионная жидкость.

Выбирать «коробочное масло» нужно с учетом вязкости и количеством присадок. Под характеристики трансмиссии подбирают жидкости по вязкости и составу присадок. Присадки снижают износ деталей, но взамен ускоряют обеднение цветных металлов.

Марка ATF, рекомендованная производителям автомобиля, указана на щупе для масла или в инструкции.  Смешивать разные марки АТФ вредно для автомобиля. Действующие классы — GL4 и GL5.

В канистре может оказаться желтая ATF, светло-красная или ярко-красная. Цвет нового масла никак не влияет на качество и обязан только добавленному красителю. Это сделано для визуального отличия АТФ от других жидкостей в автомобиле. А вот отработанная жидкость сильно темнеет, вплоть до черного цвета.

Для красных жидкостей характерны следующие цветовые изменения:

Принадлежность по цвету:

Красный — минеральные и синтетические жидкости Dexron. Включают масла для автоматических коробок и жидкости для ГУР. Смешивать красные ATF разных типов (минералка, синтетика) категорически запрещено!

Желтый — обычно мерседесовские масла для гидроусилителя руля (ГУР).

Зеленый — минералка и синтетика для ГУР от VAG и французских автопроизводителей («зеленка»). Универсальные жидкости для гидроусилителя тоже зеленые, например, мотюлевский Multi HF.

Важно: «зеленку» нельзя заливать в АКПП!

Функции ATF:

Передавать энергию в гидротрансформаторе
Смазывать зубчатых передач
Отводить тепла
Поддерживать фрикционные свойства сцепления
Плавно переключать передачи
Обеспечить работоспособность агрегата в диапазоне от -40 до +170 градусов

Рекомендации по оригинальным составам:

Hyundai — ATF SP-IV для коробки A6FM, ATF SP-III/Diamond ATF SP-III для A4A/B, F4A, A4C, SP-IV-RR для 8-скоростных АКПП.
VW / Skoda — G 052 025 (A2), Esso Type LT 71141 для АКПП, для DSG — G 052 182 A2.
AUDI —  Esso Type LT 71141
Toyota — ATF WS
Ford — MERCON V (аналог MOTUL Multi ATF), для Power Shift 1 490 763 (1L) или 1 490 761 (5L)
Mercedes (722.9) — A 001 989 77 03, A 001 989 78 03. Заменители Fuchs TITAN ATF 7134 FE, Shell ATF 134FE, Shell Spirax S6 ATF 134ME
BMW — Mobil LT 71 141 для 5-ступечатых,  Shell М1375.4 для 6-ступенчатых.
Peugeot — Dexron VI, Mercon V (универсальный аналог MOTUL  ATF VI).
Nissan — Nissan Matic
HONDA —  Honda ATF DW-1

Обратите внимание! BMW не производит масла АТФ. Она закупает их у партнеров и разливает в брендированные Volvo — ATF Volvo T-IV

Универсальная ATF (Multi ATF) отличается от оригинальной жидкости соответствием допускам нескольких автопроизводителей, что позволяет лить жидкость в «автоматы» разных автомобилей. Недостатком является необходимость проверки подходит ли масло конкретной АКПП.

Самостоятельный слив АТФ никогда не бывает полным — часть старой жидкости остается внутри коробки. В автосервисах трансмиссию промывают специальным аппаратом, а потом уже заливают новое масло в чистый агрегат.

Оригинал статьи: https://market.autoprofi.com/reviews/advice/24522/