Еще в начале нынешнего года взаимоотношения России и Беларуси были весьма натянутыми из-за нефтегазового спора. Однако до хлопанья дверями дела, к счастью, не дошло. И сейчас экономические отношения России и Беларуси вступили в период стабильного взаимопонимания - достигнуты договоренности по поставкам нефти, разрешен газовый спор.
Тем не менее, на благостную картинку все-таки набежала тень. Сегодня Москва и Минск пытаются решить вопрос транзита белорусских нефтепродуктов. В чем тут дело?
В августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России президент РФ Владимир Путин предложил исправить ситуацию, когда белорусские нефтеперерабатывающие заводы отказываются от услуг российской инфраструктуры в пользу стран Прибалтики, и «запакетировать» этот вопрос с поставкой из РФ в РБ беспошлинной нефти.
В прошлом году Беларусь экспортировала 13 млн. тонн нефтепродуктов, из которых через Прибалтику перевалили около 8 млн. В основном белорусский транзит идет через Литву и Латвию, грузы из Беларуси составляют 35% грузооборота Клайпедского порта и 10-12% латвийских гаваней. У Белорусской нефтяной компании (БНК) заключены долгосрочные договоры с двумя портовыми нефтяными терминалами в Клайпеде, с восемью в Риге, Вентспилсе, Таллине и Мууге.
При этом нефть, из которой на белорусских НПЗ производят нефтепродукты, Беларусь получает от России, причем, беспошлинно. Так, в прошлом году наша ближайшая соседка получила 18 млн. тонн российской нефти, на этот год в индикативном балансе прописано 24 млн. тонн. Поэтому озабоченность Москвы тем фактом, что ее поставки нефти в результате способствуют росту товарооборота в портах Прибалтики, а не России, - вполне понятна. Ведь поставляя на белорусские НПЗ беспошлинно нефть, российский бюджет недополучает $1,4 млрд. в год при текущих ценах на нефть.
В качестве альтернативы прибалтийским портам Москва предлагает Минску Санкт-Петербург и Высоцк, где есть мазутные терминалы, а также Усть-Лугу и Приморск, где построены терминалы для экспорта бензина. Чтобы привлечь белорусских экспортеров, РЖД в прошлом году установила скидку в размере 50% на транспортировку в российские порты на Балтийском море.
Однако пока Минск не торопится менять направление своего транзита, выдвигая в ответ на российские предложения свои возражения. Скажем, в сентябре и.о. генерального директора БНК Сергей Гриб заявил, что даже с учетом скидки российские тарифы на железнодорожную перевозку и перевалку в порту выше, «чем в иных направлениях», а приемка белорусских нефтепродуктов и требования по сохранению их качества вызывают «трудности» у российских терминалов.
Конечно, расстояние от белорусских НПЗ до российских портов, действительно, больше, чем до прибалтийских. Однако, как считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич: «За последние 17–20 лет сделано столько, что по отдельным параметрам мы опережаем, скажем, Клайпеду и Вентспилс, а по некоторым Клайпеда может быть впереди. Логистически мы конкурируем абсолютно на равных».
Логику Минска достаточно ясно донес до российской и белорусской аудитории вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, который в сентябре сообщил, что Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, если это будет хотя бы немного выгоднее тех условий, на которых осуществляется их перевалка сейчас. «Если предложение будет выгодное, лучше тех, которые есть сейчас, хоть на копейку, тогда будем рассматривать серьезным образом», - отметил Семашко. При этом он подчеркнул, что Россия не оказывает давления на белорусскую сторону.
Совсем недавно эту позицию белорусской стороны подтвердил глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко, который сообщил СМИ, что Беларусь изучает целесообразность транзита нефтепродуктов через порты Российской Федерации. Он пояснил, что пока вопрос направления белорусских нефтепродуктов к портам Северо-Запада РФ открыт, белорусская сторона ищет подходящие варианты и продолжает переговоры по этому поводу. Он уточнил, что переориентация потоков произойдет только в том случае, если это будет выгодно республике.
Причин медлительности Минска может быть несколько. Как считают эксперты, тут могут иметь место и определенные «преференции» белорусских властей от транзита через Прибалтику, и нежелание раскрывать перед Москвой реальный объем и состав белорусского экспорта, и обычный торг за более выгодные условия перевалки в российских портах.
В общем, ситуация пока такова – в соседней Беларуси ищут предложения, выгодные ей «хоть на копейку», а российский бюджет продолжает недополучать немалые деньги.
Николай Ветров, Агентство СЗК