Найти тему
Оружейка

Идеальный автомат

Итак, за окном вовсю несется двадцать первый век, ужо восемнадцатый год подряд. Человечество до сих пор не установило мир во всем мире, да и не собирается, в общем. В таких условиях, правительства стран не зря отстегивают приличную долю бюджета на содержание своих армий, обучение, снаряжение и вооружение солдат. Остановимся поподробнее на последнем пункте.

Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы вспомнить, чем вооружаются ВС РФ – в первую голову это всеми любимый Автомат Калашникова во всех своих ипостасях, начиная от АК-74, запасы которых не закончатся еще долго, заканчивая опытными АК-400, «взорвавшими» новостные ленты летом 2016-го.

Для того, чтобы понять, имеет ли право на существование платформа, созданная более полувека назад, прикинем, что требуется от оружия в современных реалиях, без учета форм организации армий и способов воспитания людей, которые в случае чего встанут на защиту своей Родины.

Во-первых, патрон. Не будем забывать, что любое стрелковое оружие – это прежде всего способ с необходимой силой закинуть на необходимую дальность поражающий снаряд. В этом плане лук-longbow и новейший FN 15 Tactical II недалеко ушли друг от друга. Патрон должен обеспечивать хорошее пробитие СИБЗ – бронежилета и шлема, и при этом – останавливающее действие, чтобы человек не заклеил маленькую аккуратную дырочку и не вернул свою боеспособность. В РФ первое лучше получается у 7.62х39, второе – у 5.45х39. Автоматные патроны других стран, в первую голову 5.56х45 и 7.62х51, тоже стоит подвергнуть анализу.

-2

Во-вторых, надежность. Надежность как отказоустойчивость и ремонтопригодность должна обеспечиваться высоким качеством изготовления патронов и деталей, их идеальной подгонкой и защитой от попадания грязи, заложенной в конструктив, что повышает стоимость производства. К сожалению, АК заслужил свою надежность иным путем – за счет изначально больших зазоров между движущимися частями, что повлияло на точность и кучность огня.

В-третьих, боевые качества – дальность, точность, кучность, емкость магазина. Частично это зависит от патрона, частично – от оружия, а именно – длины и качества изготовления ствола, работы затворной группы, принципа действия автоматики. Проблема в том, что по каждому из этих критериев имеются ряды конструктивных решений, и от их удачной компоновки зависит то, насколько удачным окажется образец в целом. Например, в армии США у "автоматчика" стрелковой единицей считается М-249, питающийся лентой на 100 патронов или магазинами STANAG (то есть, магазинами от М4/М16), что по сути должно соответствовать российскому РПК-74, хотя так сразу и не скажешь.

В-четвертых, эргономика и кастомизируемость. Сейчас в моде амбидекстральные органы управления (предохранители, кнопки сброса магазина, кнопки затворной задержки), планки RIS/RAS на всех свободных поверхностях, анатомические рукояти, многопозиционные приклады, и в целом – это верно. Если от того, как удобно солдату держать оружие, зависит его жизнь и выполнение боевой задачи – надо эту удобность обеспечить. Пусть солдат лучше будет «превозмогать» противника, чем проблемы со своим же оружием.

-3

Подводя черту под всем сказанным, наверное, трудно в текущих реалиях сделать «идеальный» автомат, зато можно иметь ряд автоматов, каждый из которых будет хорош для своей задачи. Как говорится, «лучше быть лучшим в чем-то одном, чем посредственным во всем». Что касается того, соответствует ли предъявляемым к нему требованиям АК, то вопрос следует оставить открытым. Лучше пожелаем отечественным конструкторам удачи в их нелегком деле.