84,9K подписчиков

Католики или гугеноты. Кто из них виноват в конфликте Варфоломеевской ночи

24 августа 2021

   Мы привыкли к тому, что Варфоломеевская ночь была «жестокой расправой», которую мать французского короля Карла IX, Екатерина Медичи, устроила после свадьбы Генриха Наваррского и своей дочери...

Мы привыкли к тому, что Варфоломеевская ночь была «жестокой расправой», которую мать французского короля Карла IX, Екатерина Медичи, устроила после свадьбы Генриха Наваррского и своей дочери Маргариты Валуа. Конечно, ведь про жестокость этой королевы и Гизов писал такой талантище как Дюма. Да и победителем, в конце концов, стал Генрих IV, уцелевший в той бойне. Поэтому обратную сторону многолетнего конфликта, мы чаще всего не знаем, так как на первый план выталкиваются зверства католиков, безумная нелогичность поступков и страсти. Уточню картину, которая на самом деле была во Франции и привела к той самой бойне.

Свадьба гугенотского принца, а точнее короля Наварры Генриха и сестры французского короля состоялась не просто так, а по Сен-Жерменскому миру, которым закончилась уже третья по счету гражданская война между католиками и протестантами. Гугеноты получили дополнительные свободы, а их лидер на тот момент - адмирал Колиньи был принят в королевский совет.

Колиньи был харизматичен и быстро начал оказывать влияние на короля-католика Карла IX, убеждая того, что стоит поддержать протестантов во Фландрии против Испании. По мнению Колиньи это была отличная альтернатива гражданской войне, в которой французы резали французов. Вот только план адмирала был, мягко говоря, нереалистичным, он просто хотел силами Франции помогать протестантам против католиков, не обращая внимания на проблемы внутри страны.

Екатерина Медичи, была опытной королевой и старалась удержать сына-короля от подобной авантюры. Франция была ослаблена войнами католиков и гугенотов и война с самой могущественной на тот момент страной мира привела бы к катастрофе. Тем более, что у нее был куда более надежный план примирить королевство - женитьба Генриха Наваррского на сестре короля Маргарите Валуа. Свадьба состоялась 18 августа. По случаю свадьбы в Париже собралось множество дворян самого высокого ранга из обеих конфессий.

Следом за свадьбой, 22 августа на адмирала Колиньи было совершено покушение. Все следы указывали на Генриха Гиза. У него были вполне очевидные причины на месть – Колиньи ранее, в 1563 году, убил его отца и вот теперь появился шанс отомстить.

Раненого адмирала посетили король и Екатерина Медичи. Но гугеноты начали требовать от короля наказать Гиза. Более того, начались призывы завязывать с миром и начинать новую войну. Всю субботу требования гугенотов становились все круче, а шансы договориться таяли как дым.

Мы привыкли к тому, что Варфоломеевская ночь – кровавое и жестокое преступление, совершенное католиками. Так вот. За много лет гражданских войн, гремевших во Франции к тому моменту, это был первый случай, когда инициаторами резни были именно католики. А вот протестанты много раз устраивали аналогичные мероприятия в отношении католиков, убивая их всех без разбора.

К примеру, в 1569 году, гугеноты устроили резню в Ниме. А в 1566 году, в Валансьене: «…гугеноты врывались в церкви. Они срывали изображения святых, рушили распятия, органы, алтари...». Было и еще много аналогичных историй.

К вечеру субботы стало известно еще и то, что адмирал Колиньи, воспользовавшись свадьбой как предлогом, созвав со всей Франции дворян-протестантов, планировал захват Парижа, взятие Лувра, арест короля и Екатерины Медичи. Но его ранили. Поэтому ситуация складывалась очень просто – либо католики режут гугенотов, либо гугеноты – католиков. И король разрешил Гизу добить Колиньи.

Но в бойню включились не только войска короля, принцев и герцогов, но и парижская чернь. Париж на некоторое время попал во власть убийц и мародеров. И убивали не только гугенотов. Многие под шумок решили проблему с кредиторами, надоевшими женами. Знаменитый и прославленный Дюма Бюсси Д`Амбуаз решил вопрос с наследством, убив родственника, с которым вел тяжбу.

В любом случае Варфоломеевская ночь нанесла гугенотам сокрушительный удар. Хотя спокойствия Франции все равно не получила. Война продолжится и потом.

Сейчас многие искренне считают, что гугеноты хотели всего-навсего «религиозного равноправия», а злые католики им отказывали. Все немного не так. Они настаивали, что в гугенотских городах должны были действовать свои законы, своя администрация и своя денежная система, а оказавшиеся на этой территории католики попросту не имели права исповедовать свою веру ни открыто, ни тайно. То есть, по сути, хотели иметь отдельное государство внутри государства. И в конечном счете, Генрих IV, став королем и перейдя в католичество, им многое разрешит Нантским эдиктом. И только Ришелье твердо и последовательно доведет борьбу с гугенотами до конца.

Так что в целом Варфоломеевская ночь не была погромом, грабежом и убийством. Это был превентивный удар, направленный в первую очередь на военное командование гугенотов. Попыткой спасти государство. Если бы ее случилось, единой Франции могло и не остаться.