Найти тему
Истории из жизни

Куда уходят листья?

Каждую зиму в Москве совершенно неожиданно выпадает снег, а каждую осень — разгорается с новой силой дискуссия об уборке опавших листьев. Почему одни сгребают листья в мусорные мешки и вывозят в неизвестном направлении, а другие гоняются за дворниками с требованием оставить листву лежать где положено?

Короткая история выбора

Начиная с 2015 года на правительственном сайте «Активный гражданин» проводится голосование, связанное с уборкой листвы на придворовых территориях. На выбор предоставляются два варианта: 1) сохранение существующего порядка, согласно которому листву регулярно сгребают и вывозят, и 2) переход на уборку раз в год — в весенний период, после того как растает снег и подсохнет почва. Решение принимается по каждому отдельно взятому двору, а изменить порядок гораздо сложнее, чем сохранить текущее положение дел. Вот как сформулированы правила в отчётной статье об итогах прошлогоднего голосования на «Активном гражданине»: 

«Чтобы изменить порядок уборки листьев в своём дворе, необходимо выполнить ряд условий: от двора должны проголосовать не менее 100 человек, при этом 70% из них должны высказаться за вариант, отличающийся от действующего регламента. Если эти условия были бы выполнены, то листья в таком дворе начали бы убирать по новым правилам».

В общем, согласно той же отчётной статье, получается, что в 2016 году 44,74% москвичей проголосовали за сохранение сложившегося регламента. Это меньше половины? Но и за изменение примерно столько же, и ещё около 10% затруднились ответить. Продолжаем сгребать в мешки? Про мешки в голосовании ничего не сказано: там приводятся нормы, согласно которым листья должны сгребать в кучи или просто отодвигать от проезжей части, тротуара — на разное расстояние в зависимости от того, идёт ли речь о дворе или газоне вдоль проезжей части, например.

В чём проблема?

Проблема заключается в том, что в реальности методы работы коммунальных служб не устраивают организации по защите окружающей среды. Во-первых, они выступают за то, чтобы оставить опавшие листья в покое, так как они служат природным удобрением для почвы, сохраняют корни деревьев и естественным образом поддерживает экосистему в хорошем состоянии. Во-вторых, ссылаются на пункт 4.2.2 в Правилах создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы:

«Уборку листвы необходимо проводить веерными граблями, исключить использование острых грабель и мётел на газонах с целью предотвращения повреждения напочвенного травяного покрова. На открытых пространствах, удалённых от жилой застройки, убирать опавшую листву с газонов рекомендуется с помощью пылесосов и воздуходувок».

За нарушение правил уборки введён штраф до трёхсот тысяч рублей. Есть ещё постановление правительства Москвы от 11 мая 2010 года № 386-ПП, согласно которому на газонах лесопарков, парков, скверов, бульваров, уборка опавшей листвы запрещается, в то время как уборка вдоль городских магистралей и улиц разрешена.

На странице же для голосования произведена попытка представить все возможные за и против посредством экспертных мнений. И за регулярную уборку приводятся, например, следующие аргументы. Цитируем Татьяну Гусеву, врача аллерголога-иммунолога:

«При контакте с опавшей листвой может ухудшаться состояние пациентов, страдающих грибковой аллергией в виде обострения ринита, бронхиальной астмы, также респираторные жалобы могут наблюдаться у трети пациентов, страдающих поллинозом, аллергией к пыльце деревьев, в связи с наличием общей аллергенной детерминанты».

А Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, соглашается, что в некоторых случаях опавшую листву следует оставлять, но, как водится, смотрит на проблему с разных точек зрения:

«В то же время существуют исключения, когда лучше обеспечить вывоз опавшей листвы. Это места под деревьями, заражёнными листовыми вредителями (например, минёр каштановый). Листовой опад от больных деревьев является вторичным источником заболеваемости для здоровых и поэтому требует уборки и вывоза».

В общем, выбрать, каким экспертам и аргументам доверять, непросто: все говорят разное и о разном, а если начинать думать о возможных конфликтах интересов, то и вовсе становится грустно.

О чём не говорят эксперты на странице голосования?

И в завершение коротко, но о самом интересном: ежегодная уборка листвы это, помимо прочего, такой же бизнес, как и ежегодная укладка асфальта. Вот что говорит экоизданию Recycle Максим Чиркин, экоактивист, представитель общественного проекта «Трава у дома»: 

«Возможно, дело в том, что все территории с природным разнотравьем ошибочно или специально (для прибыли) оформлены как культивируемые “газоны”. Насколько мне известно, собранные листья считаются за “мусор ТБО”, и прибыль, согласно контракту, исходит из количества собранного “мусора ТБО”, хотя мусора там — одна алюминиевая банка и два окурка на мешок ценного листового опада».

Таким образом, если листва классифицируется как ТБО (твёрдые бытовые отходы), то возникает коррупционная составляющая вопроса — и всё опять печально. Даже если не отвлекаться на такие мелочи, как тоску по возможности разгребать жёлтые листья ногами, прогуливаясь у собственного дома — в парках, по идее, такая возможность сохраняется. И куда, кстати, вывозят мешки с листьями? На полигон, на мусоросжигательный завод?

Если верить социологам и колумнистам журнала Time, мы, то есть родившиеся между 1980 и 2000 годом, — самое инфантильное, самовлюбленное и ленивое поколение в истории. А еще мы бедные. Например, в прошлом году The Guardian проанализировал данные, собранные Люксембургским центром по изучению доходов более чем за 30 лет. Авторы статьи пришли к выводу, что доходы молодых людей упали настолько сильно, вероятно, впервые с начала промышленной эпохи, исключая периоды войн,. Тридцатилетние в США сегодня живут хуже, чем пенсионеры. Как сообщает Pew Research Center, в 2014 году процент людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, был выше, чем когда-либо за последние 130 лет. Изучив данные Федеральной резервной системы в 2013 году, Young Invincibles выяснили, что 25-34-летние зарабатывают на 20% меньше, чем их родители в том же возрасте.

Игнор, а не протест

Звучит как конец света, не правда ли? Все эти тексты и исследования про обедневшую молодёжь сопровождаются одним и тем же закадровым взрослым голосом: мы теряем поколение, мы должны улучшить их жизнь, помогите молодёжи. Потому что иначе социальные риски, политическая дестабилизация, апокалипсис. Однако апокалипсиса вокруг особо не видно. Взгляните на своих приятелей от двадцати до тридцати лет. Да, они не купаются в роскоши, но никто из них не выглядит как оборванец, поедающий доширак на завтрак, обед и ужин со слезами на глазах. А полистать их соцсети, — так вообще полное впечатление, что все живут в мире тусовок, небанальных чекинов и стрит-стайла.

Экономисты и социологи не врут в своих исследованиях. Просто им видна лишь часть картины. Начать хотя бы с того, что они понимают под словосочетанием «высокий уровень жизни». Дело в том, что во всех исследованиях мерилом выступают такие традиционные показатели достатка, как собственный дом, машина и проживание отдельно от родителей. Разумеется, на всё это нужно заработать самому, а заработать трудно, потому что кризис, безработица и кредиты за учебу. Так или иначе, всё вращается вокруг покупки вещей.

Миллениалы не против правил взрослой жизни. Они их просто игнорируют. Покупка чего-то дорогостоящего, например недвижимости, больше не ценность, поскольку свой дом надолго привязывает тебя к одному месту. Вкладываться нужно в образование и впечатления, а всё остальное можно получить благодаря смекалке, друзьям и новым технологиям.

Rent, don’t buy

По слову «миллениалы» поисковик выдает контент двух типов: «как продать миллениалам что-либо?» и «как заставить их работать?». Пока корпорации ищут, как заработать на безработном и ленивом поколении, а эксперты предупреждают, что лень и прокрастинация грозят нам серьёзными последствиями, само поколение наловчилось жить с помощью лайфхаков, не тратя особых денег.

Не можешь купить – арендуй. Зачем брать кредит в дорогую недвижимость или машину, когда неясно, где ты будешь жить через месяц или год. Да, миллениалы даже дорогие кроссовки не готовы покупать, что уж говорить о домах. Всплеск популярности сервисов типа Airbnb говорит о том, что аренда сегодня куда предпочтительнее владения.

Потлач Web 2.0

Каждый из нас видел эти объявления в соцсетях: «Друзья, ай нид хэлп! Срочно нужна зарядка для макбука/домкрат/чучело бегемота на пару дней. С меня алкоголь и благодарности. Лайк, шер, репост!». Поиск «вписки» на концерты и бесплатного жилья за границей у едва знакомых людей — это данность, а не что-то из ряда вон. И главное — это работает.

Понятно, что обмен товарами никак не фиксируется в экономике: капитализм попросту не видит подобных отношений. Как не видят их ученые и прочие исследователи, выдающие данные о нищающем поколении.

Практика бартера, свопов (вечеринок, куда приходят для обмена одеждой) и обмена услуг на товары (сделаю у тебя в квартире уборку, а ты испечешь мне маффины) сегодня популярна как никогда, потому что она не столько про вещи, сколько про социальный капитал. Раздать ненужную одежду на свопе гораздо круче, чем просто выкинуть ее в мусорный бак. Раздать книги и технику через фейсбук — значит показать всем, какой ты щедрый, добрый и вообще свой в доску. Это современная версия потлача, праздника обмена дарами, который устраивали индейцы в Северной Америке для утверждения своего авторитета. Так же, как и потлач, современные практики дарения и бартера — это история про взаимоотношения и лояльность в своем кругу.

Вещи в обмен на лайки

Уже выросли люди, которые прекрасно понимают: можно получить практически любую вещь, будучи популярным и классным чуваком в интернете. Кто не верит, может зайти в инстаграм любой девушки-«блогера, трэвеллера и дримера», c числом подписчиков от 200 тысяч и выше, и ради интереса посмотреть, как часто там рекламируется одежда или косметика. Популярность сегодня — не только про десятки тысяч лайков под каждым фото, но и про то, что за все эти лайки тебя готовы задаривать вещами, звать в рестораны и дарить косметику.

Звезды соцсетей — это ролевая модель для тысяч молодых людей, лихорадочно отслеживающих прирост фолловеров. Создавай оригинальный контент, продвигай классные идеи, не бойся выглядеть необычно — и будет тебе счастье в виде подписчиков и бонусов. Эффект популярности сегодня виден как никогда. Даже если ты, как говорится, «широко известен в узких кругах», эта известность сильно облегчает тебе жизнь на бытовом уровне.

Пока производители товаров ломают голову над главным маркетинговым вопросом — как продать что-либо (кроме нового айфона) за полную стоимость, когда все ждут скидок и распродаж, — молодые продолжают изобретать всё новые и новые способы, чтобы вовсе не покупать вещи. Мы платим всё меньше из-за растущих скоростей передачи информации, развития логистики, безвозвратно изменивших общение людей друг с другом, а не из-за того, что нужно сводить концы с концами и адаптироваться к тяжёлым условиям. Уже невозможно анализировать современную экономику и формы обмена мерилом экономической науки 1980-х. Бедность и кризис, по крайней мере в ведущих странах мира, теперь выглядят совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Источник: https://storia.me/ru/@anastasia.narushevic/polemika-1be4jz/kuda-ukhodyat-listya-2wwxhb