С «потребительским экстремизмом» сталкивается большинство предпринимателей, которые оказывают услуги или продают товары Потребителям — физическим лицам исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ГК РФ, Закон «О защите прав потребителей», Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, разъяснения Верховного Суда РФ надежно защищают права и интересы Потребителя.
Но где грань между действительным нарушением прав Потребителя, адекватными и соразмерными мерами по ее защите и так называемым «потребительским экстремизмом», когда Потребитель делает все, что бы «нажиться» за счет Продавца, пуская в ход незаконные методы и способы, фальсифицируя доказательства, представляя в суд «подставных» свидетелей, искажая настоящую картину происходящего, заявляя требования, которые не соответствуют нарушенному праву?
Данная проблема является наиболее актуальной и болезненной для представителей малого и среднего бизнеса, так как штрафы, неустойка, возмещение убытков и компенсация морального вреда, присуждаемые Потребителю, нередко в разы превышают доходы компании, что естественно приводит к полной парализации ее деятельности и последующему банкротству или ликвидации.
Как минимизировать риски возникновения «потребительского экстремизма»?
Работать на опережение, создавая надежную правовую базу (договоры, соглашения, акты, уведомления и др.), соответствующую законодательству РФ.
Вести активную претензионную работу (всегда юридически грамотно и в установленные сроки отвечать на поступившие претензии, не допускать их игнорирования).
Проводить непосредственные переговоры с Потребителем на стадии получения претензии по вопросам мирного урегулирования спора.
Не пускать на самотёк начавшийся судебный процесс, привлекать к участию в нем специалистов, экспертов, излагать свои доводы, возражения, представлять доказательства.
© Чебыкин Андрей, 2017