Замша — очень интересная нота в парфюмерии. В наше время кожаные ноты используются лучшими парфюмерными домами, они добавляют духам лоска, этакой аристократической ноты. Однако до того, как стать благородным аккордом, им пришлось пройти долгий путь: от полного неприятия до признания.
В средневековой Европе никому из парфюмеров и в голову не пришло использовать в духах запах кожи — у большинства он вызывал отторжение. Этот факт кажется мне особенно забавным в свете того, что именно кожа сыграла не последнюю роль в развитии ведущего парфюмерного района не только Франции, но и всей Европы — Грааса.
Неприятный запах кожи перебивали ароматическими маслами, в моде были тяжелые анималистические ароматы на основе мускуса, циветты и амбры. Моду на ароматизацию кожи привезла во Францию Анна Австрийская.
Граас традиционно относился к районам кожевного дела: прохожих повсюду преследовал густой тяжелый запах из смеси шкур, дубильных веществ, едких красителей. Кожевники Грааса быстро подхватили модное веяние и начали продавать надушенные перчатки, которые пользовались большим спросом. Постепенно прибыльное парфюмерное дело в Граасе вытеснило кожевничество. Однако в парфюмерию кожаные ноты допустили спустя столетия.
Первые духи с аккордом кожи были созданы по просьбе английского короля Георга III.
Ему очень понравился аромат парфюмированных перчаток и он пожелал духи с тем же ароматом. В 1781 году парфюмером Джейсом Гридом специально для короля была создана композиция Royal English Leather. Парфюмер получил покровительство короля и основанная им компания Creed стала поставщиком королевского двора. А знаменитые духи выпускают и по сей день.
Аромат кожи в парфюме складывается из смеси мускуса (в память о надушенных перчатках), древесных нот (традционные дубильные вещесва на основе древесины). Иногда в композиции слышатся еле уловимые дымные тона.
Как пахнет замша?
В отличие от жесткого звучания ее харизматичной сестры кожи, у деликатной замши нет явно выраженного аромата — она призвана не солировать, скорее шептать, успакаивая тем самым излишне крикливые ноты.
Эту неуловимость замечательно иллюстрируют духи Suede от Michael Kors. Несмотря на название Suede (Замша) в описании парфюмерной пирамиды вы не встретите ноты замши. Это духи-ассоциация. Сочетание цветочных, древесных и цитрусовых нот с мускусным аккордом, сливаясь в едином звучании призваны создать соответствующее настроение.
Если кожа — женщина вамп, то замша — образец женственности и стиля. Бархатная замша великолепно смягчает ноты, добавляя аромату элегантности и шика. Так, в духах Flora by Gucci Generous Violet Gucci нежность цветочного букета подчеркивается бархатными базовыми нотами замши.
В парфюмерии аромат замши воссоздается аналогичным способом, что и ноты кожи. Но для смягчения звучания, придания мягкости композиции, вводят дополниельные ароматические молекулы. Это могут быть мягкие сладкие аккорды благородной древесины, ваниль и другие пряности. Например, чтобы получить парфюмерный аромат белой замши, используют ноты мускуса, ванили и древесные аккорды. Такой акцент иссользуется в духах White Suede Tom Ford (Белая замша от Тома Форда).
Белая замша вообще наиболее любима парфюмерами, ее даже выделяют в отдельную ноту, когда хотят подчеркнуть особую мягкость аромата. Почему белая? - это сорт замши самой лучшей выделки, для которой отбирается сырье наилучшего качества. В нежном романтичном аромате Daim Blond от Serge Lutens замшевая нота призвана подчеркнуть изысканность и благородство парфюма.
Парфюмеры любят прибегать к цветовым асоциациям для того, чтобы подчеркнуть характер своих духов. Кожаные ноты в парфюмерии раскрашены в различные цвета: как в лучших галантерейных магазинах здесь можно найти и черную, и белую, и розовую замшу. Например, Peony & Blush Suede от Jo Malone — назначение розовой замши сдесь подчеркнуть интимность, изысканность аромата.
Я не устаю удивляться разнообразию и многогранности существующих ароматов. Парфюмеры, словно композиторы, создают из отдельных нот прекраные благоухающие симфонии, подбирая все новые и новые звуки для своих произведений.