Найти тему
Бабр

«Танцуют все!» 44 года назад вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Мало про какую экранизацию допустимо сказать, что она получилась лучше литературного оригинала, но «Иван Васильевич» Леонида Гайдая является ярчайшим исключением из этого правила. Булгаковские герои Бунша, Милославский, Шпак и Якин после 1973 года навек запечатлелись в народном сознании как персонажи с лицами любимцев публики Яковлева, Куравлева, Этуша и Пуговкина.

«Иван Васильевич меняет профессию» – одна из первых экранизаций М. А. Булгакова. До нее был снят один-единственный «булгаковский» фильм – двухсерийный «Бег» Алова и Наумова. Возможность постановки этого фильма рассматривал и Гайдай, но в итоге его первой «зрелой» экранизацией стала картина «12 стульев» на основе романа, созданного в те же самые годы, что и пьеса «Бег».

Набив руку на «Стульях», Гайдай вернулся к Булгакову, но на этот раз выбрал более традиционный для самого себя материал – комедию «Иван Васильевич», написанную в середине 1930-х.

Летом 1971 года (то есть сразу после премьеры своих «Стульев») Леонид Гайдай и замечательно сработавшийся с ним Владлен Бахнов подали заявку на сценарий по мотивам булгаковской пьесы. В это время уже окончательно сложилась та команда, с которой склонный к постоянству Гайдай будет работать на протяжении всех 70-х. Помимо сценариста Бахнова, это оператор Сергей Полуянов, художник Евгений Куманьков, тандем композитора Александра Зацепина и поэта-песенника Леонида Дербенева.

Относительно актеров у Гайдая поначалу тоже не было больших сомнений. Сценарий целенаправленно писался под Юрия Никулина – именно его режиссер планировал без проб взять на две главные роли: управдома Бунши и царя Ивана IV. А Милославского в таком случае сыграл бы Андрей Миронов.

Однако Никулин отказался от роли, чем очень расстроил Гайдая. Тогда режиссеру предложили попробовать Юрия Яковлева. Сперва Леонид Иович даже возмутился: «Он же рязановский!» Но Яковлев все же был вызван на пробы, где произвел отличное впечатление – и был без проволочек утвержден Гайдаем, этим главным в советском кино соперником Эльдара Рязанова.

Миронов отпал вслед за Никулиным – слаженного дуэта с Яковлевым у Андрея не получалось. Зато впервые попавший в гайдаевское кино Леонид Куравлев блистательно спелся с окончательным исполнителем ролей Бунши и Грозного.

Автор: Евгений Новицкий