Историки и криминалисты до сих пор спорят об этом. Журналисты «Комсомолки» отправились на Родину Морозова, чтобы развеять слухи и расставить точки над «i».
Это очень современная история, практически «Нелюбовь» Звягинцева, хоть и произошла она 3 сентября 1932 года. Отец-чиновник бросил жену с 4 тремя сыновьями ради молодой любовницы. Женщина в одиночку пыталась воспитать мальчишек. Однажды она уехала из поселка в город продавать теленка. Детей оставила одних. Пока ее не было, 13-летний Паша и 8-летний Федя решили пойти за клюквой. Но спустя три дня, когда мама вернулась, ребята так и не объявились. Вскоре тела мальчиков нашли в ельнике. Обоих исполосовали ножом…
«А ВЫ КАК К ПАВЛИКУ ОТНОСИТЕСЬ?»
Удивительно, но и спустя 85 лет документы этого уголовного дела не достать. В советские годы они были засекречены. А в 90-е их… уничтожили за ненадобностью (заявил нам источник в ФСБ). Казалось бы, дикость несусветная. Но мы пытались найти дело и в госархивах, и в ГУ МВД, и в той же федеральной службе безопасности. Безрезультатно. Впрочем, часть документов нам отыскать все-таки удалось. У Нины Купрацевич, директора музея Павлика Морозова в селе Герасимовка, оказались некоторые материалы под грифом «секретно». К ней архивные бумаги попали во времена Перестройки через знакомых генералов. И женщина согласилась поделиться раритетами с нами.
- Так, молодые люди! Сперва скажите, как вы к Павлику относитесь?! – прищурилась Нина Ивановна, когда мы появились на ее пороге за 400 км от Екатеринбурга.
- Нейтрально, - пожали мы плечами. – Просто хотим выяснить, кто его с братом убил.
Довольная Купрацевич кивает. Ей жутко не нравится советская версия. По ней, Павлик был первым пионером в селе. Парнишка следил за крестьянами. И если считал слишком богатыми, заявлял о них дяденькам коммунистам. Паша сдал даже отца – тот, будучи председателем сельсовета, за умеренную плату выдавал раскулаченным крестьянам справки, что они могут покинуть Герасимовку. Ну, а дальше Павлик принялся за других родственников – хотел сдать 81-летнего дедушку, 80-летнюю бабушку, 70-летнего дядю и 19-летнего двоюродного брата, которых тоже записал в «кулаки». Родственники в итоге сыграли на опережение. Позже за убийство их всех приговорили к расстрелу. А Павлик посмертно стал героем и ролевой моделью пионеров.
ПЕРВОГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ОТПУСТИЛИ
Сперва в убийстве мальчиков участковый обвинил 22-летнего крестьянина Дмитрия Шатракова. Причина элементарная – парень нашел тела.
- Целые сутки мужики безрезультатно прочесывали лес в поисках Морозовых. Вдруг в селе объявляется Шатраков, которого не было видно 4 дня, и через пару часов находит трупы, - объясняет Нина Купрацевич. – Подозрительно?
Но у Шатракова оказалось алиби – он 4 дня провел на армейских сборах, и даже отметка об этом в военном билете имелась. Отпустили. А дальше местные власти решили раскручивать историю с родственниками-кулаками.
Мы тем временем изучаем пожелтевшие листочки уголовного дела. Среди показаний обвиняемых в убийстве нет ни слова про само преступление. Все очные ставки сводятся к рассказу об обеде, на котором «особо опасные преступники» обсуждали, какой отвратительный мальчишка Павлик – выдал коммунистам лошадь, которую прятали его родственники. А дальше следователь уже от себя живописует, как Морозовы взяли кухонный нож и пошли убивать родственников.
«УДАРИМ ПО «КУЛАКАМ» КАЧЕСТВОМ УЧЕБЫ!»
У сторожил Герасимовки нам удается отыскать газету за 27 ноября 1932 года. Здесь имеется репортаж из зала суда. «Перед началом заседания открылся митинг школьников. Они скандируют: «Завершим дело Павлика! Требуем расстрела убийц! В ответ на контрреволюционную вылазку кулаков повысим качество учебы!»… Перед судом обвиняемый Морозов Сергей Сергеевич (дедушка Палвика). Старик пытается принять на себя иисусов вид. Председатель ставит вопрос в упор: «Убивал ты Павла с Федором?» Старик, склонившись, качает головой…»
Получается, что даже на суде «убийцы» не признали свою вину, хотя в материалах уголовного дела сказано, что они написали явку с повинной.
«МОЮ МАМУ ЧУТЬ НЕ ИЗНАСИЛОВАЛИ В ЛЕСУ»
Самой пожилой жительнице этих мест Татьяне Софроновой в 1932 году было 5 лет. Но трагедия с Павликом - до сих пор одно из самых ярких ее воспоминаний.
- В Герасимовке было очень много ссыльных со всей страны, - шепотом говорит старушка. – Иногда эти преступники убегали в лес. А есть-то хочется. И эти мерзавцы начинали красть свиней, которые паслись на поле между деревнями. Один наш поросенок как-то прибежал домой с пулей в задней ляжке. А большую свинью бандиты зарезали. Однажды моя мама пошла в лес ломать березовые ветки на веники. Она наткнулась там на одного из ссыльных. Мужик такой говорит: «Иди ко мне. Я тебя напарю как следует». Ну, мама не растерялась. Давай кричать: «Миша, Ваня, идите скорее сюда, тут какой-то мужик сидит». Тот испугался и убежал.
Через две недели после этой истории в лесу нашли тела Павлика и Феди. Среди местных начали ходить разговоры, что с детьми расправился кто-то из сосланных преступников.
- Но власти была выгодна легенда о Морозове-герое. Поэтому следователи, вместо того чтобы разослать по ближайших городам ориентировки на сбежавших ссыльных, «шили» дело на родственников Павла, - вздыхает Купрацевич.
Мы стоим с ней на месте, где обнаружили тела детей. Теперь здесь поставили обелиски. Местные школьники прячут в широкой трубе ограды записки, обращенные к Павлику. Кто-то просит помочь сдать экзамены без троек, кто-то – найти друзей.
- Тоже что ли написать записку? – грустно улыбается Нина Ивановна. – Попросить Павлика, чтобы он помог нам раскрыть свое убийство.
Но это желание может сбыться и без записок. Хотя срок давности по особо тяжким преступлениям в России всего 15 лет, в следственном комитете «Комсомолке» пообещали изучить собранные нами новые доказательства. Не исключено, что сыщики начнут новую проверку.
Другая версия
С Павликом расправился мальчик-завистник, которого не взяли в пионеры
- Неподалеку от нас жил мальчик Вовка, – рассказывает долгожительница Татьяна Софронова. – Он был на 6 лет меня старше. Однажды мы играли в лапту. Меня поставили подбрасывать мячик. А этот Вова дубиной не по мячу стал бить, а мне по голове. Но это еще цветочки. В школе он всех учителей доводил, учеников заставлял под парты залезать. Вся округа от него была в ужасе!
До сих пор местные жители поговаривают, что этот трудный ребенок мог расправиться с братьями Морозовыми, хотя и был на 2 года младше Павлика. Мол, Павлик был первым пионером в Герасимовке, все его ставили в пример. А Вову отказались принимать в пионеры, хотя он тоже хотел этого. Тогда отморозок и убил ребят из зависти.
Кстати, после школы Владимир исчез – сбежал из деревни, и никто его больше не видел.