Найти в Дзене
ЛИТОРГ

«Гоголь. Начало» : как из Гоголя сделали моголя

К вопросу об оригинальности авторской идеи нашего «Гоголя» (так и хочется добавить «моголя», поскольку на экраны выплеснулась подобная болтушка, только протухшая ещё 12 лет назад!). В 2005-м году в мировой прокат вышел (правда, не окупивший себя, но хоть поимевший номинацию на «Золотого льва»!) американо-чехо-британский копродакшн под названием «Братья Гримм». Вскоре на его основе «Мирамакс» выпустила аж 3 сезона аналогичного сериала. Здесь уже писалось, но я напомню: «Гоголь. Начало» по своей сути 8-серийный фильм для ТВ-3 (о чём было известно ещё в начале нынешнего года), а выпуск на киноэкраны его «четвертованных» частей (по две серии за раз) есть ни что иное, как желание срубить «бабла» на дорогостоящий проект. Как видим, «забугорный» опыт пустил глубокие корни на российской почве. Другой, на мой взгляд, абсолютно негативный, тоже, как видим, пустил. Я имею в виду голливудскую (а всё кинозло- оттуда!) тенденцию превращать великих мира сего в героев одного из главных легальных нарко

К вопросу об оригинальности авторской идеи нашего «Гоголя» (так и хочется добавить «моголя», поскольку на экраны выплеснулась подобная болтушка, только протухшая ещё 12 лет назад!). В 2005-м году в мировой прокат вышел (правда, не окупивший себя, но хоть поимевший номинацию на «Золотого льва»!) американо-чехо-британский копродакшн под названием «Братья Гримм». Вскоре на его основе «Мирамакс» выпустила аж 3 сезона аналогичного сериала. Здесь уже писалось, но я напомню: «Гоголь. Начало» по своей сути 8-серийный фильм для ТВ-3 (о чём было известно ещё в начале нынешнего года), а выпуск на киноэкраны его «четвертованных» частей (по две серии за раз) есть ни что иное, как желание срубить «бабла» на дорогостоящий проект. Как видим, «забугорный» опыт пустил глубокие корни на российской почве.

Другой, на мой взгляд, абсолютно негативный, тоже, как видим, пустил. Я имею в виду голливудскую (а всё кинозло- оттуда!) тенденцию превращать великих мира сего в героев одного из главных легальных наркотиков США- комиксов. Да-да, ведь, по сути, те же «Братья Гримм» со своими сериалами и есть самые настоящие кинокомиксы, где уважаемые немецкие фолклористы и сказочники фантазийно представлены бродячими мошенниками (!!!), липовыми «охотниками за привидениями». Надо ли говорить, что в их биографиях ничего такого не было! Но долго ли соврать во имя успеха и Его Величества Доллара? И вот, спустя 12 лет оная тенденция достигла России и оплела своим сорняковым корневищем создателей «Гоголя», а самое страшное- самого великого писателя (и хоть бы кто-нибудь высказался против явного осквернения памяти мирового классика; либо мозгов у людей не осталось, либо совести!!!). Бедный Николай Васильевич предстаёт пред нами полусумасшедшим, припадочным ясновидцем своего рода… За что ж его так «приложили»? Единственно достоверные факты из его биографии, приведённые в фильме\сериале: да, он действительно выпустил сборник стихов под псевдонимом Алов и впоследствии, после серьёзной критики, сжёг его; да, он, по протекции друзей, года полтора-два работал в Третьем отделении, но тихо, как мышка. Впрочем, вышеупомянутой тенденции плевать на всякие-такие мелочи. Вот вдруг захотят теперь наши кинопроизводители (сразу вспомнился режиссёр самодеятельного театра в исполнении Евгения Евстигнеева из «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам, гм-м, на самого, гм-м, Шекспира?») запихнуть, к примеру, Льва Николаевича Толстого в свой очередной кинокомикс ("хошь ужастик, хошь комедь- лишь бы люду поглазеть!»), и будет там наш сермяжный граф пудами пожирать пареную репу, пускать на печи «шептунка», пасти в «ночном» Холстомера и виртуально трахать Анну Каренину на глазах у Софьи Андреевны. Хотите такое?-Так быстро смастырят! Или всё же- не хотите?

Но вернёмся, как говорится, к нашим баранам и весьма сомнительной оригинальности «Гоголь. Начало». В упоминавшейся ленте «Братья Гримм» сочинителей наполеоновские власти привлекли к настоящему расследованию: исчезновению из деревни\посёлка девяти девушек\девочек. По удивительной (!!!) случайности (ха-ха!) крутого сыщика Третьего отделения из Петербурга (Олег Меньшиков), к которому, как бы предчувствуя неладное, напросился писарь Гоголь, вызвали в родные места последнего для расследования пропажи\убиения ряда девиц. В «Братьях Гримм» даются ссылки на некоторые их сказки ("Сказка о спящей царевне»). В «Гоголе…» тоже- на «Майскую ночь», «Сорочинскую ярмарку» (дело N2 о красной свитке)… По-моему, ясно, кто у кого дубинку украл. А вот вам целый град ворованных у Голливуда дубинок (как в финале легендарного фильма «Морозко») на ваши головы! Вся манера съёмки (фильм намеренно снят в тёмных тонах, якобы от этого нам страшнее!), практически вся операторская работа, художественные приёмы, даже дизайн титров- абсолютный плагиат множества известных западных фильмов ужасов (тут справедливо вспоминали «Сонную лощину», «Видок» и ещё штук пять подобных блокбастеров). Лично я ничего нового для себя в «Гоголе. Начало» не нашёл. Напротив, было забавно смотреть, как «нас пугают, а нам не страшно». А кому страшно- так это, наверное, тем, кого в детстве мама с папой за шалости запирали в тёмную комнату, да так и забыли отпереть дверь…

Так что, итожа, говорю вам: не стоит этот фильм (а следом и ещё три) вашего внимания «за деньги», как бы вам ни навязывали эту «услугу». Лучше, как советовал один из авторов рецензий, дождаться выхода «Гоголя…» в полном, сериальном виде на ТВ-3 или потом- онлайн! А если любите Гоголя и хотите действительно «попугаться», то возьмите своих детишек в возрасте 6+ и посмотрите хотя бы онлайн классику, первый и единственный советский фильм ужасов «Вий» (1968). Впрочем, и «Братья Гримм» тоже подойдут- как «первоисточник».

5 из 10