Скульпторы отказываются участвовать в конкурсе
Антон Котенев
В Москве объявили конкурс на лучший проект памятника Солженицыну, а это значит, что любой желающий, даже студент Строгановки или Суриковского училища, запросто может подать заявку и выиграть 150, 200, а то и 250 тысяч рублей. Победителю дадут 15 миллионов рублей на изготовление и установку скульптуры в сквере между 11-м и 13-м домами по улице Солженицына. Состязание организовано Союзом архитекторов при поддержке Минкульта и семьи писателя.
Можно ваять в современном стиле, можно — в реалистическом. Но если в реалистическом, то лучше добиться портретного сходства. Организаторы специально вывесили на своем сайте для участников фото и видео, а также фрагменты книг, памфлетов и интервью Солженицына, иллюстрирующие его мировоззренческую и общественно-политическую позицию.
Вдова писателя Наталья Солженицына сказала «Шторму», что ее пока не пригласили в жюри, однако, в соответствии со сложившейся практикой, она будет включена в его состав. Никаких специальных требований к скульптуре Солженицына она не предъявляет: «Конечно, я полагаюсь на мнение экспертного сообщества, это же не частный памятник на садовом участке. Это городской памятник, значит, надо полагаться на тех, кто обычно призван судить». Единственное, если изваяние будет реалистическим, важно, чтобы писатель не сидел, а стоял или брел. Но это вполне естественно: Солженицын даже писал стоя.
Между тем московские скульпторы пока не торопятся подавать заявки. Так, автор памятников Ельцину, Гайдару и Окуджаве Георгий Франгулян — еще в сомнениях. «Я просто так не даю согласия на участие в конкурсе. Мне нужно посмотреть, кто в жюри, оценить возможности объективного судейства», — сказал он «Шторму». Впрочем, если условия будут «благоприятными», то Франгулян с удовольствием поборется за контракт.
Скульптор Александр Рукавишников настроен еще более категорично. «Я в последнее время участвовал в нескольких конкурсах, и мне не понравилось, что там происходит. Не радуют методы показа и обсуждения. Хочется вспомнить «А судьи кто?». Так что нет, участвовать не буду. Может быть, вообще больше не буду, надоело», — заявил он.
Тогда «Шторм» рассказал Рукавишникову, что с высокой степенью вероятности заявку на конкурс подаст Салават Щербаков. «Ну, Щербаков — хороший скульптор, а я — не очень», — с усмешкой заметил автор несостоявшегося памятника Булгакову на Патриарших прудах.
Василий Селиванов, автор памятника Ивану Грозному (делал для Владимирской области, но там работу не оценили) с московской «Аллеи правителей», тоже нелестного мнения об организаторах конкурсов. Он считает, что в Москве власти могут оказывать на них практически безграничное влияние. Если верить Селиванову, все процедуры — лишь ширма для решений, которые принимаются узким кругом лиц. «Я участвовал в конкурсе на Гермогена, знаю, как он проходил!» — отметил он. Речь идет о памятнике патриарху Гермогену в исполнении Салавата Щербакова, установленном в 2013 году в Александровском саду. Москвичи, привыкшие поносить каждое новое творение мэтра, на этот памятник почему-то внимания никогда не обращали.
Скульптор признался, что ему нравятся многие вещи Солженицына и он давно думал о том, чтобы сделать работу, связанную с его именем, но только не памятник, а что-то более камерное.
Короче говоря, многие художники просто не хотят участвовать в каких-либо состязаниях ваятелей, потому что в итоге все равно победит Салават Щербаков. Даже у вроде бы единомышленников из числа «русских витязей», патриотов и военных историков трясутся коленки при мысли о встрече с мэтром.
Что же говорит сам Щербаков? Ну, он с высокой степенью вероятности подаст заявку. В разговоре со «Штормом» Щербаков обратил внимание на то, что конкурс — открытый и было бы довольно проблематично запретить ему участвовать. А что касается нытиков из числа коллег, то здесь все просто: «Вот говорят: «У-у-у, в сборную страны по биатлону не взяли такого-то спортсмена!» Но все конкурсные работы до сих пор на виду! Естественно, есть какой-то процент нечестных решений. Но поле для молодого скульптора все равно есть, потому что конкурсов много! Просто люди делают не очень сильные работы, а потом валят свою неудачу на необъективное отношение к ним!»
Художник уверен, что тем, кто недоволен его востребованностью, нужно просто активнее участвовать в состязательных процедурах. Ведь если ты ваяешь более-менее симпатичные вещи, то без работы точно не останешься.