Найти тему
Истории из жизни

Как «Доместикатор» без гениталий напугал Лувр

Руководство Лувра по просьбам трудящихся удалило из садов Тюильри скульптуру «Доместикатор» ателье ван Лисхут. Она была там выставлена в рамках ярмарки современного искусства FIAC, но публика нашла «Доместикатора» слишком брутальным: сооружение, символизирующее власть человека над миром, явно изображает половой акт с этим самым миром.

Казалось бы, уж сад-то Тюильри половым актом не напугать. Конечно, проблема ещё и в том, что «Доместикатор» — огромный, двенадцать метров в высоту. И розовый. И состоит из деревянных кубов и прямоугольных параллелепипедов. А ещё внутри него с комфортом разместится довольно большая семья.

Почти всё современное искусство, которое делает кооператив Юпа ван Лисхута, функционально. Либо это архитектура и дизайн интерьеров, либо объектный дизайн (например, у ателье ван Лисхута есть несколько удивительной красоты ламп), либо такого рода искусство, которое можно поставить в гостиной. Или в холле отеля, допустим. Ну только это должна быть очень странная гостиная, конечно.

Или спальня, кстати: одна из работ ателье — это спальня-матка, анатомически корректный гигантский орган, внутри которого можно уютно устроиться и сладко спать, вспоминая лучший период жизни — от зачатия до рождения.

Дальше возникает миллион вопросов, по которым можно изучать теорию современного искусства.

Почему руководство ярмарки согласилось выставить эту странную, тревожную штуку — зоофилическое жильё? Потому, что это крутое искусство. Не очень, правда, новое: «Доместикатор» три года с большим шумом выставлялся на Рурской триеннале в Германии. Там ван Лисхут и его команда (к ним, кстати, вполне реально устроиться работать, они нанимают и подмастерьев в мастерские, и всяких СММов и архивистов) построили под сенью главного гигантского дома-скульптуры целую арт-деревню.

Почему руководство музея решило убрать скульптуру из сада Тюильри? Представитель Лувра объяснила, что работы в Тюильри попадают по итогам рассмотрения в трёх комиссиях, «Доместикатор» был установлен там после окончания работы комиссий и обсуждения работы до установки не было. Непонятно, правда, как работа вообще тогда попала в выставочное пространство.

Директор Лувра Жан-Люк Мартине направил открытое письмо руководству ярмарки FIAC, в котором сослался на отзывы в интернете: скульптура-де слишком брутальна; публика может неправильно понять; а ещё эта двенадцатиметровая композиция стоит совсем близко от детской площадки.

«Такие вещи не должны происходить, — объяснил в интервью The New York Times сам ван Лисхут. — Музей должен быть открытой площадкой для коммуникаций. А сама работа — она не очень неприличная. Это очень абстрактная форма. Там нет гениталий. Всё очень невинно».

Фотографии: Atelier Van Lieshout, Century Hall Bochum (4)

Настольная игра «Тайный Гитлер» полностью распродана, тираж допечатывается. Создатели подарили по набору каждому сенатору США, те поняли намёк правильно, и вот уже в стране у власти правый популист, обещающий очистить страну от нежелательных элементов. Что вообще происходит и страшно ли это?

«Тайного Гитлера» придумали и нарисовали Майк Бокслейтер, Томми Маранджес и Маккензи Шуберт, а продюсером стал Макс Темкин, один из авторов Cards against Humanity — неполиткорректной весёлой игрушки для социальных инвалидов. В 2015 году эта команда собрала на Кикстартере больше миллиона долларов на производство, причём кампанию поддержали 30 000 человек. После этого игру одновременно запустили в продажу и открыли свободный доступ для её скачивания и последующей печати, как в своё время и Cards against Humanity. Игра была очень быстро распродана — тиражи пришлось допечатывать.

Смысл этой карточной игры, похожей на «Мафию», — в том, что нужно привести Адольфа Алоизовича к власти, одновременно приняв не менее трёх нацистских законов. Две трети игроков в начале игры по жребию становятся либералами, треть — нацистами, один — Гитлером. Нужно предлагать законы (и голосовать за них) и выбирать канцлера (не зная, что один из кандидатов — Гитлер). Либералы выигрывают, если принято пять «добрых» законов. Нацисты (на картах они почему-то нарисованы в виде рептилоидов — настоящие нацисты в этом месте должны обидеться и перерисовать крокодилами как раз либералов) побеждают, если приняты три Нюрнбергских закона о чистоте расы и у власти сами-знаете-кто. Если игра продолжается слишком долго, вводится правило о политических убийствах.

Это очень весело.

Надо понимать ещё, что у игры был довольно жёсткий маркетинг, который делали те же люди, которые продавали Cards Against Humanity. Если кто не помнит, то на «Карты» повышали, а не понижали цены во время Чёрных пятниц; на других распродажах вместо «Карт» по сниженным ценам фанатам продавали стерилизованный бычий навоз (bullshit); создатели игры объявили сбор пожертвований на рытьё Огромной Бессмысленной Ямы — и довольно много собрали. С «Гитлером» всё тоже было довольно огненно: основные продажи пришлись на предвыборную кампанию Дональда Трампа, во время которой американские правые обещали принять некоторое количество фашистских законов и привели к власти кандидата, читающего прекрасные истерические речи. Создатели «Тайного Гитлера» отправили по экземпляру игры в подарок всем ста американским сенаторам — с сопроводительным письмом-инструкцией, объясняющей, почему это невероятно важная и релевантная история и как в своё время уважаемые, умные, богатые люди пытались контролировать нацистов, манипулировать ими, использовать их в своих либеральных целях — но кончили свои дни в эмиграции, в концлагере или в петле.

Немножко пугает, конечно, успешность этой инициативы. Слишком большому количеству людей хочется привести к власти Гитлера, пообманывать товарищей, понажимать на тайные пружины и упромыслить либерализм.

Но унывать не следует. Люди вообще не очень хороши. Точнее, они, конечно, хороши, но иногда им хочется в контролируемых стерильных условиях почувствовать себя бычьим навозом, попредавать товарищей, посовершать военных преступлений. В лучшей серии компьютерных стратегий, Total War, при захвате вражеского города вам предлагается на выбор несколько вариантов, в том числе — перебить там большую часть населения. И это, кстати, самый рациональный выбор: после такого город не захочет восстать и доходов будет приносить больше. В одной из самых популярных настолок, «Манчкине», главная задача заключается в том, чтобы «кинуть» соседа, своего лучшего друга, и не одна партия заканчивалась дракой или разводом. Это нормально. Человек — довольно противное существо. Нам стоит большого труда вести себя прилично, соблюдать договорённости и испытывать эмпатию. Небольшая разрядка, возвращение в естественное асоциальное состояние — это то, за что мы готовы платить деньги.

Другой вопрос — как к этому относиться. Писатель Нил Гейман, автор «Американских богов», «Никогде» и «Истории с кладбищем», когда-то был журналистом в еженедельном журнале, а потом перестал им быть. Редактор попросил его написать статью о том, как игроки в Dungeons & Dragons, самую великую фэнтези-настолку прошлого, сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и начинают поклоняться Сатане. Гейман вышел из редакции и больше никогда в неё не вернулся. Хорошо хоть редакционные задания про «Тайного Гитлера» формулируются не так.

Фотография: secrethitler.com

Источник: https://storia.me/ru/@seniak/vooruzhennyi-glaz-2mpjgn/kak-domestikator-bez-genitalii-2cnm7t