Найти тему
Ирина Голицына

Черная роза Тифлиса

Продолжение

Княжна Нина Чавчавадзе до своего рокового замужества
Княжна Нина Чавчавадзе до своего рокового замужества

Контролер в засаленной куртке получала удовольствие от трепыханий жертвы, то есть меня. Ее рука железно держала мое плечо.

Когда мы вышли из автобуса на тротуар, я попросила:

-Отпустите, пожалуйста, меня в метро ждет клас! Мы едем на лекцию!

-Ну, и что? - хмыкнула контролер. - Плати штраф - рубль! - тогда отпущу!

-У меня нет! – отчаянно вскрикнула я. – Простите меня, пожалуйста!

-Все говорят «простите»! А государство от таких наглых как ты страдает!

Контролер ловко схватила мою сумочку и отпустила плечо. Так ей показалось надежнее: она была уверена, что я не убегу, все же сумочка с документами и нужными безделушками – длинный поводок.

Так мы стояли у входа в метро, препирались, я от расстройства готова была сквозь землю провалиться, еще одна мысль сверила голову: «Неужели не попаду на лекцию про Грибоедова в Литературный музей?»

Стрелки уличных часов дернулись и показали точное время - 15.00.

Да, я не попаду в Литературный музей. Наш класс сейчас уедет на электричке метро: Людмила Александровна - училка по литературе отличалась бескомпромиссностью: « Не выучил тему – два балла!», «Опоздываешь на экскурсию? Не ждем!»

Мне стало все равно, как толстая женщина в засаленной куртке будет меня есть: с маслом или без.

В этот момент контролер сказала:

-Если у тебя нет рубля, едем в милицию. Составим протокол, вызовем родителей, сообщим в школу. Ты – нарушитель общественного порядка.

Холодный пот привел меня в чувство. Оно называлась отчаяние. Я не могла в милицию! Я не хотела, чтобы родителей вызывали! Я - не нарушитель порядка! Ну, не было пяти копеек! Что, за это расстрел? И я закричала, задыхаясь:

- Есть у меня рубль! Железный! Новый! Только он дома!

-Едем к тебе домой, - спокойно сообщила контролер.

Мы снова сели в автобус № 70, не заплатили, на второй остановке вылезли, дошли до моего дома, контролер осталась стоять у подъезда с моей сумкой. Входя в подъезд, я сказала, в какой квартире живу и что приду через три минуты с рублем.

… Рубль лежал в пластмассовой коробочке из-под довоенной помады. Монета сверкала, как полная луна. Была приятна наощупь и сулила многие радости мира. Этот рубль подарила мне бабушка на Новый год. И я все строила планы что бы на него купить: духи, пару мотков пряжи для вязания шарфа, первую в жизни помаду (за нее родители убьют!).

…Через две минуты я отдала рубль контролеру, она сунула мне мою сумку. Мы расстались без слов и квитанции за уплаченный штраф…

Зачем я здесь это рассказала? После того случая с непопаданием на лекцию о Грибоедове, у меня осталась такая горечь на душе… не выветривается она с годами. И она так похожа на другую горечь, которую я испытала, став взрослой и узнав, КАКИМ человеком на самом деле был Александр Грибоедов.

…Знакомцы и друзья считали его волокитой, коллекционером женщин. И это было на самом деле так. Всех Грибоедовских любовных связей сразу не перечислить; странная любовь связывала его с балериной Истоминой: он все время от нее уходил, она его не отпускала, терпя измены.

Из Петербурга он уезжал на Восток от большой любви. Исследователи так и не докопались, кто была та женщина, разбившая сердце Грибоедова. Видимо, светская красавица, замужняя дама. Александр Сергеевич говорил только, что из-за нее «в грешной своей жизни чернее угля выгорел».

…Его не приняли ни в одно тайное общество. Те дворяне, которые остались в истории, как декабристы, борцы за новую жизнь, хотели стать великими людьми, такая установка у них была сразу, в начале тайных действий, и в делах и в мыслях. Будущие декабристы не играли в карты, не волочились за женщинами, не развлекались на балах, не тратили себя на пустые разговоры.

Грибоедов был не таков! Циник, волокита, ёра, господин Эпатаж! Однажды в театре перед ним оказался старичок, страстно бивший в ладоши: браво, юная мамзель Горская-3, вы – дитя Эола! Старичок был лыс, Грибоедов раздражился его энтузиазмом и хлопнул восторженного меломана по лысине… Полицейским Грибоедов хладнокровно сообщил, что не любит лысых… И это один эпизод из жизни Грибоедова; таких было десятки.

…17 ноября 1817 года. Печально известная «четверная дуэль», где сошлись Шереметев-Завадовский, а вслед за этой парой – их секунданты Якубович-Грибоедов. Дуэль была выедена из пустого яйца, из-за пустейшей причины. Дуэли могло не быть. Когда участники приехали на заснеженное Волково поле, Завадовский попросил прощения у Шереметева, Шереметев принял его. Якубович не протестовал: слава Богу, мирный исход! Только Грибоедов вдруг сказал: «Мы же дали слово». И дуэль понеслась по кровавым кочкам. Шереметев был убит.

…Грибоедов мучился своей виной. Наказание понесли все участники, но не он: мать выхлопотала ему полное прощение. А куда деть сверлящую совесть? И Грибоедов дал себе слово – всегда говорить правду, быть честным человеком во всем. Это было сильно, потому что, кто не знает, Александр Сергеевич родился бастардом, незаконнорожденным… А это грозило ему третьими ролями в дворянском обществе, клеймом «белой вороны». Но снова матушка раскрыла свои крылья, охранила, придумала, что он появился на свет в 1795 году, когда она уже была замужем, а не в 1790 году, как было на самом деле… После «четверной дуэли» Грибоедов во всех документах указывал свой реальный год рождения - 1790.

Дерзкий человек. Отчаянный циник. Болезненный самолюбец с самого раннего детства: почему именно я бастрад?

Александр Сергеевич Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов

А тут видение – юная Нина Чавчавадзе. И он умеет обольщать женщин. Неужели так сложно сломать эту нежную розу Тифлиса, чтобы прикрепить ее себе на лацкан сюртука?

Грохнул спусковой крючок: за столом у Ахвердовых говорили о женихах Нины, их много, один другого лучше, среди них – сын генерала Ермолова. Как? Он, Грибоедов не в этом ряду, он хуже других? Нет! И Александр Сергеевич вскочил из-за стола. Позвал Нину в другую комнату, а там бормотал о любви, и откровенно целовал невинное дитя, и она выдохнула: «Да, согласна».

… Грибоедов не имел права ломать жизнь юной, невинной девушки Нины Чавчавадзе. Наверное, также думал отец Нины, князь, генерал и поэт Александр Чавчавадзе. Поэтому не пришел на венчание и свадьбу дочери. Наверняка, Александр Чавчавадзе прекрасно представлял, в чьи объятия попала его Нина. Но как он мог открыто восстать? Грибоедов считался его близким человеком, другом, литературным визави; Грибоедов был послом России в Персию, о, это был несокрушимый зверь!

… Когда Грибоедов погиб в Тегеране, Нина похоронила его на горе Мтацминда в Тифлисе. Якобы Александр Сергеевич предчувствовал раннюю кончину и просил юную жену об этом месте (не очередной ли Грибоедовский цинизм?).

И невинная Нина, безутешная вдова 16-и лет, начертала на надгробье легендарные слова, их знают все, кто интересуется русской литературой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Она умерла в 45 лет от холеры, ухаживала за родными, они выздоровели, а она нет.

Ее звали «Черной розой Тифлиса», потому что всю свою жизнь она вдовела и не снимала траурных одежд.

…Я не скажу, что мое отношение к Нине Александровне Чавчавадзе-Грибоедовой померкло. Просто сейчас она уже не мой кумир. Я не хотела бы быть похожей на девушку, у которой отняли юность, свежесть и жизнь случайные обстоятельства.

-3