Найти тему
МирВрача

Папаша Нобель их бы не приметил

Нобелевский комитет традиционен не только в мероприятиях, но и в выборе лауреатов. Безусловно, что вероятность стать лауреатом у гражданина США на порядок выше, но и представителей других стран тоже выдвигают, если они трудятся в США. Сегодня Комитет Каролинского института определился с лауреатами премии по физиологии и медицине 2017 года. Выбраны труженики генетических лабораторий университетов Рокфеллера, Брэндейса и штата Мэн.

Тематика нобелевской работы, как всегда корректна – незаметная на фоне других, но и не сказать, чтобы вовсе не была замечена, так серединка на половинку, по большому счёту – проходная и мимолётная. Американских исследователей выбрали «за открытия молекулярных механизмов, контролирующих циркадные ритмы», это первая «циркадная» и «сомнологическая» тема за всю 117-летнюю историю присуждения. В список предполагаемых победителей избранные учёные вовсе не попали, как не сочли достойной Премии кандидатуру открывшего фазу быстрого сна Юджина Азеринского или величайшего сомнолога Натаниэля Клейтмана.

Почти четыре десятилетия назад была доказана внутренняя природа циркадных ритмов, независимых от внешних световых или других геофизических сигналов, двумя десятилетиями ранее в экспериментах с дрозофилами нашли генетический механизм циркадности, регулируемый геном PER – period. Нынешние лауреаты Джеффри Холл и Майкл Росбаш предположили, что ген PER блокируется собственным белком, накапливающимся в ночное время в ядре, а при дневной активности – в цитоплазме клетки.

Третий лауреат Майкл Янг в 1994 году обнаружил второй ген циркадного ритма timeless, кодирующий белок TIM, вместе с PER отвечающий за циркадные ритмы, а после и третий ген doubletime с белком DBT. Первый и второй гены дуэтом запускают белок PER, а третий им мешает. А после этой джетлаговской троицы нынешние нобелевские лауреаты нашли дополнительные белки, которые отвечают за процесс синхронизации биологических часов.

Конечно, здорово, что человечество знает в лицо виновников мучительного джетлага, только где же декларируемое «выдающееся открытие», где неоценимый клад в медицину? Альфред Нобель завещал ежегодно вручать премию имени себя «за открытие или изобретение в области физиологии или медицины», принесшее максимальную пользу человечеству и сделанное, на минуточку, «в прошлом году». За столетие жизни Нобелевских премий каролинские выборщики отбросили «принцип прошлого года», а затем отказались от максимальной пользы.

Зато имеют бесконечный задел на будущее, в человеке этих генов – тьмы и тьмы, лауреатов-генетиков хватит на тысячелетия.

Три гена джетлага: за что дали Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2017 года (indicator.ru)
Нобелевскую премию по медицине присудили за изучение "клеточных часов" (rg.ru)

А также по теме:

Этический Чернобыль в Нобелевском комитете

В первый понедельник октября с 115 лет подряд Нобелевский комитет называет лауреатов по медицине и физиологии, которых избирают 50 членов Нобелевской ассамблеи при Каролинском университете. Кандидатуры для обсуждения представляют специально отобранные учёные…

Премия за ремонт

Нобелевскую премию по химии за 2015 год, тематически соприкасающуюся с медициной. Все они независимо друг от друга более 40 лет тому назад нашли что-то своё, объясняющее механизмы починки ДНК…