Найти тему

Таганрог -Визитная карточка!

Таганрог -Пред история


История освоения территории, которую занимает современный Таганрог, длительная. Многие народы в разное время вносили свой вклад в развитие этого региона. Герб города-порта на Азовском море отражает специализацию в области рыбного промысла, судоходства и торговли. И всё же, как заметил выдающийся таганрогский краевед П.П. Филевский: «Выгоды благоприятного географического положения гораздо рельефнее сказываются в эпохи низшей культуры, потому что человек, вооруженный успехами знания, часто создаёт себе сам выгоды…». Сегодня основу экономики Таганрога составляют обрабатывающие производства, машиностроение, Администрация города стимулирует инновационную деятельность и реализацию проектов по импортозамещению. В культурном и туристическом аспектах Таганрог интересен ещё и тем, что это родина А.П. Чехова.


Визитная карточка


На одном из туристических сайтов, гостей и жителей 2-го по величине города Ростовской области, приглашают на тематическую экскурсию «Купеческий Таганрог» — «эльдорадо» Юга России 19 века, стяжавшего свои сокровища на поприще международной коммерции. Однако первоначальное значение города – военно-стратегическое. Петр I, взяв Азов, готовился продвигаться дальше, дабы обеспечить возможность постоянного культурно-экономического обмена с Западной Европой.
«Окно», которое государь собирался прорубить, предпочтительнее сначала было распахнуть в Азовское, а не Балтийское море. «Россия должна была войти в политическую семью европейских государств, она должна была, если не поравняться в культурном отношении с Европой, то, по крайней мере, понимать её жизнь и учиться у неё, а для всего этого нужна была непосредственная связь: Западная Европа должна была сделаться страною известною России, а не каким-то страшным и загадочным именем. Всё это сделалось задушевною мыслью Петра Великого», — пишет П.П. Филевский.


В 1698 г. на мысе Таганий Рог была основана Троицкая крепость и город Троицк, который тут же все стали называть Таганрогом – так и осталось. Город стал 1-ой военно-морской базой России. Она была устроена по последнему слову инженерного искусства, немецкий генерал Х.Г. Манштейн отмечал: «Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы». При закладке город обрёл регулярную планировку, что также было в России впервые: от центральной площади, где стоял государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, склады, базар, кабаки, колодцы, лучами расходились улицы. Многими работами руководил выдающийся русский архитектор, автор барочных сооружений в Москве и Киеве — Осип Старцев. Государь контролировал строительство Таганрога, отдавал распоряжения о его благоустройстве и озеленении. За городом была распахана целина, заложены фруктовые сады, виноградники, плантации клубники. Одновременно началось рыбопромысловое освоение низовьев Дона и прибрежной части Азовского моря, добыча соли из Бердянских соляных озёр.


Не всё в истории складывалось гладко: в 1711 г. после провала Прутского похода по условиям мирного договора Россия была обязана разрушить только что «введенные в эксплуатацию» город и гавань. Русские вернулись в Таганрог окончательно после победы в войне 1768-1774 гг. Вновь город обрёл своё предназначение как 1-й русский порт. Вновь Россия начала осуществлять регулярные экономические связи с зарубежьем южными морскими путями. Наиболее важными экспортными товарами были осетрина, паюсная икра и знаменитая (особенно любимая итальянцами как лучшее сырьё для пасты) таганрогская пшеница сорта «арнаутка». Также экспортировали железо и скобяную продукцию уральских заводов; импортировали сахар-сырец, кофе, табак, вина, масла, цитрусовые, дорогие ткани. Торговля оживляла город ярмарками всероссийского значения, развивала его культурную жизнь. Так, в 1866 г. здесь был открыт великолепный театр, построенный на средства местных предпринимателей (отец А.П. Чехова также не остался в стороне). Здание возводилось при участии итальянского архитектора, внутренняя отделка подражала миланскому «Ла Скала». Представления в театре давали две труппы – итальянская оперная (что было единичным случаем в провинции) и русская драматическая.


В 1869 г. Таганрог получил ж/д сообщение с Центральной Россией, что придало импульс развитию здесь промышленных производств. Открытие заводов вывело город в ряд крупнейших экономических центров юга страны. Некоторые предприятия создавались при участии иностранных специалистов, однако их пребывание здесь после революции стало проблематичным. Но память о России живёт среди потомков западных инженеров, трудившихся на таганрогских заводах. В 2007 г. была издана на голландском языке книга воспоминаний Андре Нева «Льежский промышленник Альберт Нев в Таганроге». Она описывает историю становления металлургического завода (ныне ПАО «Тагмет») и завода русско-бельгийского общества «Альберт Нев, Вильде и К°» (ныне ОАО «ТКЗ «Красный котельщик»).


Индустрия и наука


ТКЗ «Красный котельщик», входящий в состав концерна «Силовые машины», — одно из крупнейших предприятий энергомашиностроительной отрасли России, производимым здесь оборудованием оснащена каждая четвёртая электростанция РФ и СНГ. Предприятие работает и с дальним зарубежьем. В декабре 2014 г. был заключён контракт между вьетнамской компанией Vietnam Oil and Gas Group и международным консорциумом «PM-PTSC» в составе с «Силовыми машинами» — лидером «PM-PTSC», и Petrovietnam Technical Services Corporation (Вьетнам) на строительство тепловой электростанции «Лонг Фу-1» общей мощностью 1200 МВт. В январе 2016 г. «Красный котельщик» приступил к выполнению заказа на оборудование для вьетнамской ТЭС, которое позволит использовать большой диапазон видов топлива с соблюдением жёстких требований к уровню выбросов.


ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» славится разработкой и производством уникального (не имеющего аналогов в мире по ряду летно-технических характеристик) самолёта-амфибии Бе-200. «Летающая лодка» способна взлетать как с земли, так и с водной поверхности; этот многоцелевой самолет главным образом предназначен для охраны поверхностных вод, экологических миссий, тушения пожаров, грузопассажирских перевозок. ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» – постоянный участник международных авиационных выставок; в 2015 г. самолет Бе-200 и его модификации экспонировались на «Paris Air Show» в рамках общей экспозиции Объединенной авиастроительной корпорации и на 12-м Международном авиационно-космическом салоне «МАКС».


Таганрог живёт не только достижениями – город устремлён в будущее, а оно всегда за молодёжью. Ежегодно в Таганроге проводится конкурс молодых инноваторов. В 2015 г. на суд конкурсной комиссии были представлены следующие проекты: в сфере «ИТ и телекоммуникации» — «Фотодетектор для интегральных систем оптической коммуникации», «Программное обеспечение для моделирования компонентов быстродействующих систем оптической коммуникации», «Wi-Fi ворота»; в сферах «Строительство и ЖКХ» и «Транспортный комплекс» — «Сенсор для осуществления мониторинга высоконагружаемых элементов конструкций, основанный на принципе электроимпедансной томографии», «Проектирование многоярусных автоматизированных парковок с интеллектуальным определением свободных парковочных мест в городе Таганроге»; в сфере «Экология и окружающая среда» — «Многочастотные допплеровские системы для зондирования приземного слоя атмосферы»; в сферах «Промышленное производство» и «Энергоэффективность и ресурсосбережение» — «Технологическое обеспечение работоспособности тяжело нагруженных деталей машин»», «Ресурсосберегающая технология вибрационного механо-химико-термического цинкования», «Способ и методика анализа и оптимизации конструкции энергетического котла и программы для обеспечения анализа, вариантного проектирования и оптимизации этой конструкции»; в сфере «Физкультура и спорт» — «Программно-аппаратный комплекс проведения тренировок «Шайба».


История Таганрога заставляет думать о том, что он таит в себе огромный потенциал, который с особой силой реализуется на отдельных этапах. За отрезком ударного развития наступает период равновесия сил, когда город как будто бы набирается духу для мощного рывка вперёд.