Найти в Дзене
SPb.media

Кто и как зарабатывает на потоке у юристов

Фото kommersant.ru
Фото kommersant.ru

Знакомый, который еще в 90-е годы ездил в Грузию на машине, говорил, что там принято гаишникам на дороге платить просто так. За то, что он тебя остановил. "Ну я же тут стою", - удивлялись люди в погонах вопросу "За что?".


Примерно так работают у нас многие организации, призванные что-либо регулировать.


Помните Никиту Михалкова с его идеей собирать деньги со всего, что завозится компьютерное? Хоть рубль, хоть два... На что?! Ну, типа на отечественное кино. А на самом деле, потому, что вот он здесь стоит.


Та же схема работает и у адвокатов. Там всем заправляет НКО "Федеральная палата адвокатов" (ФПА), которая фактически монопольно решает, кому предоставить адвокатский статус, кого допустить к каким делам и каким клиентам. Президент ФПА Пилипенко часто заявляет, что соответствующие исключительные полномочия делегированы им непосредственно государством. То есть, что "он тут стоит". Мало того, ФПА, как поговаривают, планирует распространить свое влияние вообще на всех юристов, создав некое дополнительное объединение.

Но сейчас из-под ФПА пытается выбить стул Ассоциация юристов России (АЮР) - организация, которая реально представляет власть. В соответствии с внесенным 27 сентября законопроектом, не только адвокаты, но и прокуроры и даже судьи, участвующие в любом судебном процессе, должны будут получать лицензию или сертификат от АЮР. Все прочие рискуют остаться за рамками профессионального сообщества, даже не лишившись формально статуса судьи, прокурора и адвоката соответственно.


Спрашивается, в чем разница? Примерно такая же, как между грузинским гаишникм из 90-х и дорожным полицейским из более цивилизованных времен (не буду добавлять: "и стран", потому что в Грузии, говорят, тех безобразий больше нет). То есть, "страж порядка" из АЮР тоже не идеальный, но ФПА вообще ни перед кем не отчитывается и просто "тут стоит": плати - и проезжай. Вот и "проезжают" всякие странные люди - от пламенного "адвоката-общественника" Фейгина до Навального. То есть, задача АЮР очевидна: пресечь "общественную" активность адвокатов и "адвокатскую" активность общественников.


Но я вовсе не агитирую за АЮР. Просто констатирую: на смену частной организации хочет прийти государственная и даже правильнее сказать - провластная. Интересно посмотреть, чем дело кончится.


За АЮР "играют" Павел Крашенинников, Михаил Барщевский и Владимир Груздев.
Барщевский уже много лет (с 2006) остается представителем правительства РФ в высших судах, и именно он первым высказал лицензионно-сертификационные идеи (озвучил соответствующие инициативы) весной 2017 года. Именно эти идеи-инициативы, на которые полгода назад мало кто обратил внимание (опять же, зря, страдаем болезнью верхоглядства), сегодня легли в основу нового законопроекта.
Груздев, уступив губернаторский пост легендарному А. Дюмину, рассматривается как возможный либеральный "спарринг-партнер" Главного кандидата на президентских выборах-2018. И уверен в себе настолько, что позволяет себе "мочить" Дюмина.


Крашенинников, выступающий формальным автором законодательной инициативы, рассматривается, по разным данным, кандидатом на высокий пост в судебной системе – например, главы единого суперведомства, которое может возникнуть в результате слияния Гнпрокуратуры и Минюста РФ.


Сейчас Ассоциация приобрела еще и новый (в дополнение к старому) аппаратный ресурс в лице первого замруководителя АП РФ Сергея Кириенко. Который тесно связан и с Крашенинниковым (работал министром юстиции в правительстве Кириенко в 1998 г.), и с Барщевским (старые друзья), и с Груздевым (связи по бизнесу).

Свежее доказательство лоббистской успешности и эффективности АЮР – назначение нового губернатора Красноярского края. Хотя первоначально уже была согласована кандидатура М. Котюкова, близкого к вице-премьеру А. Хлопонину и госкорпорации "Ростехнологии" (С. Чемезов), в итоге победил 62-летний (совсем не молодой технократ, вопреки тренду) А. Усс, который возглавляет сибирское отделение АЮР. И, одновременно, близок влиятельным бизнесменам типа О. Дерипаски. Их аргументацию можно посмотреть в статье Мухина, например.

За ФПА "играют" и судейские, начиная с главы Верховного суда Лебедева, и вся адвокатская "бюрократия": Пилипенко, Семеняко и Резник.

Люди в материале подсказывают, что законопроект вносится перед президентскими выборами – не случайно. Видимо, его авторы и инициаторы торопятся, хотят успеть, пока на своих постах и при своих ресурсах остаются Медведев и Кириенко, а Груздев пока рассматривается как хоть кто-то. После президентских выборов-2018 вся эта конструкция может рухнуть, и АЮР лишится важнейших точек опоры.


Но замах хороший.