Найти тему
Executive.ru

Какие решения необходимо принять в компании до конца года

Оглавление

Евгений Зайцев

О четырех группах рисков, с которыми столкнется бизнес в 2018 году, – рассказывает Евгений Зайцев.

Если вы собираетесь в дальнее путешествие на автомобиле по сложному маршруту, необходимо подумать заранее над следующими проблемами: стоит ли ехать вообще; куда поехать конкретно; на каком автомобиле; с кем; что необходимо взять с собой в дорогу; какие неприятности могут поджидать по пути и как с ними справляться.

Маршруты российского бизнеса в 2018 году не обещают легкой прогулки. Где могут возникнуть зоны рисков, какими решениями их можно предотвратить или хотя бы снизить – об этом и пойдет речь в данной статье.

Факторы нестабильности внешней среды российского бизнеса

До середины 2008 года российский бизнес существовал в основном за счет активного роста рынка и доступных кредитных ресурсов. Следствием развития в условиях благоприятной конъюнктуры стали разбалансированные стратегии и слабые бизнес-модели. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды большинство компаний резко потеряли способность к генерации положительного денежного потока от операций.

Радикальное изменение рыночной ситуации в направлении объема и структуры спроса носит долгосрочный характер. Перед российскими компаниями стоят проблемы системного характера, которые нельзя решить инструментами операционного управления и «разовыми» действиями. Отечественные монополии и госкорпорации рассчитывают преодолеть трудности в основном за счет прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, среднему и малому бизнесу подобные возможности недоступны. Более того, именно частные компании в максимальной степени испытывают последствия сокращения спроса, усиления фискального давления, роста неконтролируемых издержек. На данный момент нет оснований полагать, что в горизонте стратегического планирования положение этих компаний принципиально изменится.

Что определяет высокий уровень нестабильности рынков и сжатие потребительского спроса?

Источник первый. До сих пор отсутствует концепция долгосрочного развития экономики в целом. При этом безотлагательного решения требуют вопросы принципиального характера: насколько легитимна собственность, сформированная в результате приватизации и последующих переделов собственности? Пенсионные накопления принадлежат государству или гражданину? Где мы сможем успешно конкурировать в рамках глобального рынка? Какие технологические цепочки и кластеры должны быть сформированы? Как создать инструменты долгосрочного финансирования крупных проектов, да и что это за проекты должны быть?

Источник второй. Отсутствие долгосрочной стратегии развития в условиях крайне слабых механизмов саморегулирования экономики в рамках отраслей и регионов предопределяет использование модели «ручного» управления как на федеральном уровне, так и на региональном уровнях. Стратегические проблемы рассматриваются не системно, решаются инструментами тактического и операционного управления. Решение задач «таргетирования» инфляции, к примеру, входит в компетенцию Центрального Банка, а меры по стимулированию экономического роста разрабатываются Министерством экономического развития. Зоны персональной ответственности руководителей министерств и ведомств размыты, границы государственного регулирования не определены. В условиях «плавающих» правил игры на рынке предприниматель не в состоянии видеть долгосрочные перспективы развития. Вместо опоры на законы ему необходимо обеспечивать постоянную административную поддержку компании, состояние бизнеса критично зависит от решений конкретных персон.

Источник третий. Несовершенство рыночных институтов способствует превращению кризиса в неотъемлемую часть российского экономического процесса. Проявление его многолико: высокая стоимость заемного капитала; крайний дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов; усиление фискальной нагрузки на бизнес; сужение платежеспособного спроса; усиление инфляционных процессов, постоянная угроза девальвации национальной валюты.

Источник четвертый. Российское экономическое пространство крайне неоднородно. Можно говорить в целом о рынке Германии, Швеции или США. У нас же отдельные территории Москвы и Екатеринбурга, Самары и Махачкалы, Владивостока и Кирова имеют ярко выраженную специфику структуры потребительского спроса. Далее. Правила работы в нефтегазовой отрасли и агропроме отличаются разительно. В разных мирах существуют государственные корпорации и уличные киоски.

Читайте продолжение на Executive.ru