У них есть топор, молоток, стамески, стандартный набор слесарного инструмента, старенький сварочный аппарат - и с их помощью они восстанавливают редчайшие автомобили первой половины ХХ века. Два энтузиаста под Минском своими руками творят чудеса. Сейчас у них в работе - Opel Olympia и Mercedes Typ 290. С какими трудностями в процессе восстановления приходится сталкиваться реставраторам - в нашем репортаже.
"Я бы не называл нашу работу громким словом "реставрация". Во-первых, чтобы восстановить в оригинал немецкий автомобиль 1930-х годов, нужны такие горы денег, что нам и не снились. Во-вторых, машины достаются нам в таком состоянии, что можно считать, что мы создаем их практически заново. При этом в наличии только фотографии тех лет, по ним и воссоздаем", -
У них есть топор, молоток, стамески, стандартный набор слесарного инструмента, старенький сварочный аппарат - и с их помощью они восстанавливают редчайшие автомобили первой половины ХХ века. Два энтузиаста под Минском своими руками творят чудеса. Сейчас у них в работе - Opel Olympia и Mercedes Typ 290. С какими трудностями в процессе восстановления приходится сталкиваться реставраторам - в нашем репортаже.
"Я бы не называл нашу работу громким словом "реставрация". Во-первых, чтобы восстановить в оригинал немецкий автомобиль 1930-х годов, нужны такие горы денег, что нам и не снились. Во-вторых, машины достаются нам в таком состоянии, что можно считать, что мы создаем их практически заново. При этом в наличии только фотографии тех лет, по ним и воссоздаем", - Владимир и Александр скромно просят не называть их реставраторами.
Самый сложный и дорогой их проект, который на данный момент в работе, - Mercedes Typ 290.
"На выставке в Сокольниках интересовались стоимостью запчастей, чтобы восстановить такую машину в оригинальное состояние, - говорит Александр. - Передняя подвеска - 18 тысяч, задняя - 16 тысяч, двигатель - 20-25 тысяч евро. И все это в состоянии под восстановление! Практически любой облицовочный элемент кузова - тысяча. Включая хромирование - для этого везем запчасть в Германию или в Волгоград. Каждая дверная ручка - 100-150, а их тут 4 снаружи и 8 внутри. Колесный колпак - 1000, если найдешь, а надо 6 колпаков и еще один про запас. А если видишь деталь, которая реально стоит 20 долларов, но за нее просят тысячу, то бери и даже не раздумывай. Потом другую такую просто не найдешь".
Решетка радиатора, например, с облицовкой будет стоить с восстановлением около 3000 евро. Всего лишь решетка радиатора с облицовкой!
Чудом был найден резиновый коврик на пороги…
Учитывая стоимость запчастей или их полное отсутствие, ребята поставили перед собой задачу воссоздания максимально приближенного к оригинальному внешнему виду автомобиля. А вот двигатель, трансмиссия и ходовая часть установлены от современных авто. Мотор, коробка передач и задняя подвеска - от W123, передняя - от "Волги". Причем учитывая крайне плачевное состояние кузова, восстанавливается машина практически с нуля.
"Вы не смотрите, что она вся завалена и загружена хламом. Так надо. Передняя подвеска от "Волги" встала точь-в-точь. Но "Волга" высокая, поэтому, пока машина не в работе, мы ее загрузили, чтобы подвеска просела, пока работаем над Olympia. За три месяца она села на три сантиметра. Потом еще пружины подрежем - и клиренс будет как у оригинальной машины".
Больше всего трудностей с кузовом. Рама целая, ее только отпескоструили и покрасили. А вот все остальное делается чуть ли не с нуля, все еще только в процессе, машина будет готова не скоро.
"Я - царь мастерской, а Саша - гений, - говорит Владимир. - Мы в одном месте делаем и кузов, и механику, и с деревом работаем. Делать такую машину очень сложно, потому что помимо металла нужно еще восстанавливать и дерево. Здесь из "деревяшек" сохранились только перекладины на крыше, которая укрывалась брезентом. Все остальное восстанавливается заново, на что было потрачено 8 месяцев работы. Причем бывает, что в итоге все стыкуется не самым качественным образом, - переделываем заново. Это очень долгий и трудоемкий процесс".
Иногда в восстановлении дерева таких машин создается виртуальная модель, после чего станки производят эти детали. Но стоимость подобного восстановления - сумма с четырьмя нулями.
Но и без станков получается очень неплохо, ведь есть золотые руки. Опыт воссоздания машин с нуля немалый. В прошлом году, например, из ворот мастерской выехала "полуторка" ГАЗ-АА, воссозданная из ржавых остатков трех автомобилей. Кабина этой машины когда-то была под обстрелом, в том числе и из воздуха, в ней были дырки от снарядов и пуль.
Этот Mercedes-Benz Typ 290 1934 года выпуска был найден в одном из регионов Беларуси. Скорее всего, он попал сюда как военный трофей или по репарации. Состояние было крайне плохим, по механической части из оригинального сохранилось крайне мало.
Вообще Typ 290 был представлен публике в 1933-м. В тот год Гитлер, кстати, пришел к власти. Если провести аналогию с современными "мерсами", это скорее Е-class. Силовой агрегат - 2,9-литровый бензиновый (хотя в 1930-х производился и первый в мире серийный легковой дизельный Mercedes-Benz 260 D). Рядная "шестерка" развивала от 59 до 67 л.с., паспортная максимальная скорость - 103 км/ч. Расход топлива - 18 л/100 км.
На его базе было сделано большое количество кузовов: родстер, кабриолет, седан (немцы его называли Limousine), удлиненный седан Pullman-Limousine и туристический Tourenwagen. Только кабриолетов было пять разных вариантов. Из дополнительного оборудования машина могла комплектоваться радиоприемником, оконными дефлекторами, дополнительными фарами и другими опциями. Позволить ее мог далеко не каждый: стоимости версии Tourenwagen (туристический автомобиль с открытым верхом) составляла 9500 марок. Система смазки некоторых узлов ходовой части была центральной - для подачи масла в полу была педаль. Подвески уже в те годы были пружинными.
Что интересно, ребята сняли с кузова 50 кг олова. В то время никаких шпаклевок не было, выравнивали поверхность оловом…
"Сегодня седан Typ 290 - один из самых доступных автомобилей в Германии, из которого можно сделать кабриолет 1930-х годов. Его стоимость на аукционах - от 250 тысяч евро. Седаны не котируются вообще, поэтому их мало осталось - все были порезаны на кабриолеты. Более интересный мерседес 500К в отреставрированном виде - от полумиллиона и дороже. Typ 290 в два раза дешевле, но по габаритам и комфорту близок к "пятисотому". Но все равно это дорогой автомобиль. Даже при условии установки в него ходовой части, двигателя и трансмиссии от современных машин", - говорит Александр.
Сделать такой автомобиль - тихий ужас. "Осадить на 1 см вниз", - написано на кузовном элементе. Вы посмотрите, что это за кузовной элемент, и представьте, что нужно сделать, чтобы молдинги шли по одной линии. И еще купить эти самые молдинги, которые стоят сумасшедших денег…
Следующий экземпляр в работе - Opel Olympia. Это более дорогая версия Opel Kadett, с которого когда-то был "срисован" советский "Москвич-401".
Olympia от Kadett, несмотря на внешнее сходство, отличается не только более мощным двигателем (1,3-литровым 24-сильным, в отличие от 1,1-литрового у Kadett) и более дорогой отделкой салона, но и размерами: по словам Александра, каждый элемент Olympia на 10 см больше. Цена машины первого поколения в те годы составляла 2500 долларов - почти в 4 раза дешевле Typ 290.
В данный момент все силы мастерской брошены на восстановление этого автомобиля. Найден он был также в одном из регионов Беларуси. Год выпуска, указанный на кузовной табличке, - 1935-й. Именно в том году и начали производство Olympia, так что это одна из первых машин, что делает ее весьма ценной.
Здесь уже не будет современной начинки. Ребятам повезло: машина хоть и досталась в ужасном состоянии, но двигатель и элементы ходовой части в ней "родные".
Судя по старому техническому паспорту "автомотомашины" еще большого формата, авто поставил на учет капитан, видимо, ветеран, сразу после войны. Судя по всему, это был военный трофей. После 1960 года техосмотр никто не проходил, вероятнее всего, с тех пор машина и не ездила. В те годы в техпаспорте указывался пробег. Так вот, на 1960 год он составлял всего 60.000 км.
В данный момент восстанавливается кузов. Решетку радиатора прежние владельцы установили от "Москвича-401". Ребята же будут восстанавливать оригинальный вид Olympia.
"Иногда одну латку целый рабочий день делаешь, - говорит Владимир. - Но с Olympia хорошо - у нее хотя бы дерева меньше. Это был один из первых цельнометаллических автомобилей с несущим кузовом".
Из удобных приспособлений - переворотный механизм еще времен СССР. С его помощь автомобиль можно перевернуть хоть на крышу. Как-то эту конструкцию описывали в советском журнале "За рулем".
Интересное решение - тепло из подкапотного пространства отводится решетками на ветровое стекло. Штатного вентилятора у модели не было.
1,3-литровый нижнеклапанный двигатель снят, помыт и лежит отдельно. Пока не заводили, но у ребят есть ощущение, что заведется.
"Одна беда - рассчитан он на 45-й бензин, а где его взять? Мы пробовали - добавление присадок, солярки, керосина и т.д. не снижает октановое число топлива. И точить тут нечего, мотор же нижнеклапанный. Как он будет ездить на 92-м?"
Передняя подвеска уже установлена. Называется она Dubonnet, ее особенность - размещение пружин и амортизаторов в общем стальном корпусе, из которого выходят рычаги. Блок "рычаги - пружины - амортизаторы" вращается на шкворне вместе с колесами. В оригинале тормоза были механическими тросовыми. Здесь же установлена гидравлическая система, но с сохранением оригинальных барабанов.
Задняя пока лежит, ее схема простая - обычный мост с рессорами. Отпескоструена, покрашена, ждет интеграции в автомобиль.
Стартер, естественно, у немцев в те годы уже был электрическим. Но педаль запуска была в полу возле педали "газа".
Шины подошли от "Москвича-401". Что интересно, на машине до этого еще стояли немецкие. А вот для шиномонтажного станка пришлось изготавливать переходник.
Бензобак лежит отдельно, также готов к установке. Внутри от времени бензин просто засох. Точнее, судя по всему, из него выпал осадок и осел на дно.
Скоро в Беларуси появятся еще два интересных экземпляра автомобильной истории. Opel будет готов в недалекой перcпективе. В идеале Владимир и Александр надеются, что потратят на него полгода. С Mercedes все сложнее - в этом и следующем году он точно еще не покинет цех. Пожелаем ребятам удачи.
Главное не "супернавороченный" инструмент и станки. Если есть золотые руки, делать шедевры можно минимальным набором. Правда, с чем приходится сталкиваться мастерам в процессе такой работы - страшно представить! Восстановить немецкий автомобиль 1930-х годов крайне непросто. Запчастей на них практически нет, а если и есть, то очень дорого, чертежей тоже нет - выкручивайся как хочешь....
Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY и Александр скромно просят не называть их реставраторами.